пятница, 18 июня 2010 г.

Инструктивно-методическое письмо по использованию электронных средств обучения в образовательном процессе

УТВЕРЖДАЮ

Заместитель Министра

образования

Республики Беларусь

_____________К. С. Фарино

_________________2009 г.

 

 

Инструктивно-методическое письмо по использованию электронных средств обучения в образовательном процессе

 

В целях развития процесса информатизации в сфере национальной системы образования в Республике Беларусь реализуются мероприятия программы «Комплексная информатизация системы образования Республики Беларусь на 2007--2010 годы», утвержденной постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 1 марта 2007 г. № 265 и отраслевой программы «Электронный учебник», утвержденной постановлением Министерства образования Республики Беларусь 26.12.2006 № 129, которыми предусмотрена разработка электронных средств обучения.

Использование информационно-коммуникационных технологий и электронных средств обучения в образовательном процессе направлено на повышение эффективности и качества обучения учащихся.

Электронные средства обучения (далее -- ЭСО) -- программные средства, в которых отражается некоторая предметная область, в той или иной мере реализуется технология ее изучения средствами информационно--коммуникационных технологий, обеспечиваются условия для осуществления различных видов учебной деятельности. По своему методическому назначению электронные средства обучения можно подразделить на следующие виды:

·                    обучающие программные средства -- обеспечивают необходимый уровень усвоения учебного материала;

·                    программные средства (системы) -- тренажёры -- обеспечивают отработку умений учащихся, помогают осуществлять самоподготовку и используются при повторении или закреплении учебного материала;

·                    контролирующие программные средства -- предназначены для контроля (самоконтроля) уровня овладения учебным материалом;

·                     информационно-поисковые, информационно-справочные программные средства -- позволяют осуществить выбор и вывод необходимой информации. Их методическое назначение -- формирование умений учащихся по поиску и систематизации информации.

·                    моделирующие программные средства -- предоставляют учащимся основные элементы и типы функций для моделирования определенной реальности. Они предназначены для создания модели объекта, явления, процесса или ситуации (как реальных, так и виртуальных) с целью их изучения, исследования;

·                    демонстрационные программные средства -- обеспечивают наглядное представление учебного материала, визуализацию изучаемых явлений, процессов и взаимосвязей между объектами;

·                    учебно-игровые программные средства позволяют «проигрывать» учебные ситуации (например, с целью формирования умений принимать оптимальное решение или выработки оптимальной стратегии действия);

·                    досуговые программные средства -- используются для организации деятельности учащихся во внеклассной работе.

ЭСО, используемые в образовательном процессе, должны соответствовать общедидактическим требованиям: научности, доступности, проблемности, наглядности, системности и последовательности предъявления материала, сознательности обучения, самостоятельности и активности деятельности, прочности усвоения знаний, единства образовательных, развивающих и воспитательных функций.

Из числа эргономических требований к ЭСО, которые основываются на учете возрастных особенностей учащихся, целесообразно выделить требование, связанное с обеспечением гуманного отношения к ученику, организации в ЭСО интуитивно понятного интерфейса и простоты навигации, свободной последовательности и темпа работы (кроме работы с контрольными тестовыми заданиями, где время работы строго регламентируется).

 

Использование ЭСО в образовательном процессе

Использование ЭСО в образовательном процессе дает педагогам дополнительные дидактические возможности:

·                    обратную связь между пользователем и ЭСО, что позволяет обеспечить интерактивный диалог;

·                    компьютерную визуализацию учебной информации, предполагающую реализацию возможностей современных средств визуализации объектов, процессов, явлений (как реальных, так и виртуальных), а также их моделей, представление их в динамике развития, во временном и пространственном движении, с сохранением возможности диалогового общения с программой;

·                    компьютерное моделирование изучаемых объектов, явлений, процессов;

·                    автоматизацию процессов вычислительной, информационно-поисковой деятельности, обработки результатов учебного эксперимента с возможностью многократного повторения фрагмента или самого эксперимента. Это позволяет констатировать результаты экспериментов; варьировать значения параметров (например, физических величин) адекватно условиям эксперимента; осуществлять постановку гипотезы эксперимента, ее проверку, модифицировать исследуемую ситуацию по результатам эксперимента, прогнозировать результаты исследования;

·                    автоматизацию процессов управления учебной деятельностью и контроля за результатами усвоения учебного материала: генерирование и рассылка организационно-методических материалов, загрузка и передача их по сети и т. п.

Обозначим ряд ключевых аспектов использования ЭСО в образовательном процессе:

·                    мотивационный аспект -- создают условия для максимального учета индивидуальных образовательных возможностей и потребностей учащихся, широкого выбора содержания, форм, темпов и уровня подготовки, удовлетворения образовательных потребностей, раскрытия творческого потенциала учащихся;

·                    содержательный аспект -- дополняют учебник теми элементами, которых он реализовать не может (в ЭСО можно быстрее найти нужную информацию, оперировать ею, работать с наглядными моделями труднообъяснимых процессов);

·                    учебно-методический аспект -- обеспечивают учебно-методическое сопровождение учебного предмета. ЭСО можно применять при подготовке к уроку; непосредственно на уроке (при объяснении нового материала, для закрепления усвоенных знаний, в процессе контроля знаний); для организации самостоятельного изучения учащимися дополнительного материала и т. д.;

·                    организационный аспект -- могут быть использованы при классно-урочной, проектно-групповой, индивидуальной моделях обучения, во внеклассной работе;

·                    контрольно-оценочный аспект -- позволяют осуществлять различные виды контроля: поурочный, тематический, промежуточный и итоговый.

Необходимо отметить, что использование ЭСО в образовательном процессе значительно влияет на формы и методы представления учебного материала, характер взаимодействия между обучаемым и педагогом и, соответственно, на методику проведения занятий в целом. Вместе с тем ЭСО не заменяют традиционных подходов к обучению, а значительно повышают их эффективность. Главное для педагога -- найти соответствующее место ЭСО в образовательном процессе.

Любой из типов уроков (изучения нового материала; совершенствования знаний и умений; обобщения и систематизации знаний; комбинированный; контроля и коррекции знаний и умений) может быть проведен с использованием ЭСО.

Возможные варианты проведения уроков с использованием ЭСО:

класс разбивается на 2--3 группы, одна из групп направляется в компьютерный класс, а затем через 10--15 минут ее сменяет следующая;

вся обучаемая группа находится в помещении компьютерного класса, а непосредственно с компьютерами работает в определенные отрезки времени только часть учащихся;

в классе постоянно находятся 2--3 компьютера.

Применение ЭСО возможно также при подготовке и проведении учителем факультативных занятий, организации самоподготовки.

Выбор форм, методов и средств обучения и воспитания определяются учителем самостоятельно на основе сформулированных учебной программой требований к знаниям и умениям учащихся с учетом их возрастных и психологических особенностей, а также уровня обученности.

Одним из условий эффективного использования ЭСО является анализ и самоанализ урока. Анализ и самоанализ урока с использованием ЭСО могут осуществляться педагогами по следующим критериям:

1) обоснованность и целесообразность использования ЭСО на уроке;

2) организация работы класса и каждого учащегося с ЭСО;

3) деятельность учителя во время работы учащихся с ЭСО;

4) деятельность учащихся во время демонстрации учебных материалов с помощью ЭСО;

5) деятельность учителя после окончания работы учащихся с ЭСО;

6) организация работы класса и каждого учащегося по закреплению знаний, полученных с помощью ЭСО;

7) соблюдение санитарно-гигиенических норм работы с ЭСО.

Использование ЭСО в образовательном процессе обеспечивает:

индивидуализацию и дифференциацию процесса обучения за счет реализации возможностей интерактивного диалога, самостоятельного выбора режима учебной деятельности, организационных форм и методов обучения;

предоставление учащемуся инструментов исследования, конструирования, формализации знаний о предметном мире;

расширение и углубление знаний и умений по изучаемому предмету за счет возможности моделирования, имитации изучаемых процессов и явлений, организации экспериментально-исследовательской деятельности, экономии учебного времени, автоматизации рутинных операций вычислительного, поискового характера;

расширение сферы самостоятельной деятельности учащихся (как индивидуальной, так и групповой, коллективной) за счет возможности организации разнообразных видов учебной деятельности (экспериментально-исследовательской, учебно-игровой и т. д.);

формирование информационной культуры учащихся;

повышение мотивации обучения за счет компьютерной визуализации изучаемых объектов и закономерностей, возможности управления изучаемыми объектами, ситуацией, самостоятельного выбора форм и методов обучения.

 

Гигиенические требования к организации образовательного процесса

При организации образовательного процесса с использованием ЭСО учителя должны руководствоваться следующими нормативными документами:

санитарные правила и нормы 9-131 РБ 2000 «Гигиенические требования к видеодисплейным терминалам, электронно-вычислительным машинам и организации работы»;

постановление Министерства здравоохранения от 30 мая 2006 г. № 70 «О внесении изменений и дополнений в Санитарные правила и нормы 9--31 РБ 2000 «Гигиенические требования к видеодисплейным терминалам, электронно-вычислительным машинам и организации работы».

методические рекомендации «Здоровьесбережение учащихся в учреждениях, обеспечивающих получение общего среднего образования (комплексный подход)», утвержденные Министерством образования Республики Беларусь от 12.06.2006 // Зборнік нарматыўных дакументаў Міністэрства адукацыі Рэспублікі Беларусь. -- 2006. -- № 15.

При проведении занятий в компьютерных классах обязательно чередование теоретической и практической работы с персональным компьютером (далее -- ПК) на протяжении урока. Продолжительность занятий с использованием ПК зависит от возраста учащихся, технических данных ПК, характера и сложности выполняемой работы.

В соответствии с последними рекомендациями длительность работы с компьютером не должна превышать:

на развивающих игровых занятиях: для детей 6 лет -- 10 минут; для учащихся II--IV классов -- 15 минут; для учащихся V--VII классов, имеющих навыки работы с ПК, -- 20 минут;

на уроках информатики: у учащихся VIII--IX классов -- 25 минут; у учащихся IX -- X классов -- 40 минут.

Для предупреждения переутомления при работе с ПК необходимо осуществлять комплекс профилактических мероприятий:

устраивать перерывы после каждого академического часа занятий, независимо от учебного процесса, длительностью не менее 10 минут;

проводить во время перерывов сквозное проветривание компьютерного класса с обязательным выходом учащихся из него;

подключать таймер к ПК или централизованно отключать свечение информации на экранах мониторов с целью обеспечения нормируемого времени работы с ПК;

проводить упражнения для глаз через каждые 20--25 минут работы с использованием ПК. При появлении зрительного дискомфорта, выражающегося в быстром развитии усталости глаз, рези, мелькании точек перед глазами и т. п., упражнения для глаз проводятся индивидуально, самостоятельно и раньше указанного времени;

для снятия статического напряжения должны осуществляться физкультурные минутки в течение 1--2 минут целенаправленного назначения индивидуально или организованно при появлении начальных признаков утомления;

для снятия общего утомления, улучшения функционального состояния нервной, сердечно-сосудистой, дыхательной систем, а также мышц плечевого пояса, рук, спины, шеи и ног следует проводить физкультпаузы во время перерывов в течение 3--4 минут.

Факультативные занятия с использованием ПК должны проводиться не чаще 2 раз в неделю. Продолжительность непосредственной работы на ПК не должна превышать: у детей I--IV классов на игровых занятиях в заданном темпе -- 10 минут, смешанных занятиях с отвлечением от работы с компьютером, в свободном режиме -- 30 минут; для детей, начиная с V класса, на игровых занятиях в заданном темпе -- 30 минут, смешанных занятиях -- 60 минут. Обязательно соблюдение режима работы с ПК и проведение профилактических мероприятий.

 

Рекомендации по эффективному использованию ЭСО

С целью оптимизации использования ЭСО Министерство образования рекомендует в общеобразовательных учреждениях иметь следующую документацию: журнал использования ЭСО в образовательном процессе, журнал учета имеющихся в образовательном учреждении ЭСО (включая мультимедийные презентации, разработанные педагогами).

Примерная форма журнала использования ЭСО в образовательном процессе

 

Дата

Учебный предмет

Название ЭСО

Класс, тема урока

ФИО учителя

Примечание

 

 

 

 

 

 

 

 

Примерная форма журнала учета имеющихся в образовательном учреждении ЭСО

№ по реестру

Название

Разработчик

Год разработки

Краткое описание

Место хранения

Примечание

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Загрузка компьютерной техники

В соответствии с решением заседания Совета по проблемам информатизации системы образования при Министерстве образования Республики Беларусь от 24.06.2009 управлениям образования облисполкомов, комитету по образованию Мингорисполкома рекомендовано увеличить загрузку компьютерных классов в учреждениях образования до 45 часов в неделю, уделив основное внимание внедрению ЭСО по учебным предметам.

Школьная библиотека -- центр информационных ресурсов

В соответствии с Программой развития общего среднего образования в Республике Беларусь на 2007--2016 годы (постановление Совета Министров Республики Беларусь от 31.05.2007 № 725) предусмотрена планомерная модернизация библиотек общеобразовательных учреждений и преобразование их в центры информационных ресурсов. Оснащение школьных библиотек техническими и программными средствами учебного назначения позволит создать на их базе медиацентры, которые дадут возможность учащимся и педагогам использовать средства информационных технологий для подготовки к урокам, самообразования.

С целью обеспечения более широкого доступа учащихся к компьютерам, подключенным к сети Интернет, рекомендуется установить компьютеры в школьных библиотеках и подключить их к сети Интернет.

 

Повышение квалификации педагогов в области использования информационно-коммуникационных технологий и электронных средств обучения

С целью повышения эффективности применения информационно-коммуникационных технологий и электронных средств обучения в образовательном процессе для руководителей и заместителей руководителей учреждений образования, учителей-предметников и методистов, курирующих информатизацию образования, в 2009 календарном году планируется:

а) обучение на целевых курсах на базе ГУО «Академия последипломного образования»:

Название курсов повышения квалификации

Категории слушателей

Дата проведения

1

Использование информационных технологий в управленческой деятельности

Заведующие дошкольными учреждениями

 

26.10.09--6.11.09

2

Современные подходы к уроку информатики

Руководители методических объединений учителей информатики, методисты районных (городских) учебно-методических кабинетов

9.11.09--21.11.09

3

Современные информационные технологии разработки и сопровождения электронных учебных курсов для реализации актуальных педагогических задач

Руководители лицеев, методисты районных (городских) учебно-методических кабинетов

7.12.09--19.12.09

 

б) обучение и обмен опытом на семинарах в соответствии с Республиканским координационным планом по работе с педагогическими и руководящими кадрами системы образования в межкурсовой период на 2009 год:

Тема семинара

Категории слушателей

Сроки проведения

Место проведения

1

Информационно-компьютерные технологии как средство повышения качества образования

Учителя-предметники

ноябрь

Могилевский ГОИРО

2

Выкарыстанне інфармацыйных тэхналогій пры выкладанні беларускай мовы і літаратуры

Учителя белорусского языка и литературы, методисты и руководители методических объединений

декабрь

АПО

 

Рекомендуется областным и Минскому городскому институтам развития образования на 2009/2010 учебный год:

включить проведение целевого курса повышения квалификации для учителей-предметников «Использование электронных средств обучения в образовательном процессе общеобразовательных учреждений» объемом 36 учебных часов. Учебная программа, учебно-тематический план этого курса, а также методические материалы его проведения размещены на сайте АПО;

включить во все базовые курсы учителей-предметников учебный раздел «Применение электронных средств обучения в преподавании учебного предмета» объемом от 4 до 8 учебных часов. Учебные материалы по данному разделу размещены на сайте АПО. Темы раздела могут быть следующими:

Тема 1. Электронные средства обучения: дидактические и методические функции, классификация.

Тема 2. Методы и формы компьютерного обучения.

Тема 3. Разработка уроков с применением электронных средств обучения и их анализ.

Тема 4. Внедрение электронных средств обучения в образовательный процесс.

ГУО «Академия последипломного образования» совместно с областными и Минским городским институтами развития образования включить в Республиканский координационный план по работе с педагогическими и руководящими кадрами системы образования в межкурсовой период на 2010 год проведение семинаров по применению информационно-коммуникационных технологий и электронных средств обучения в преподавании учебных предметов в общеобразовательных учреждениях.

С целью повышения качества овладения современными информационно-коммуникационными технологиями руководящим работникам и специалистам образования рекомендуется пройти тестирование для получения сертификата пользователя информационных технологий в ГУО «Академия последипломного образования», а также в областных (Минском городском) институтах развития образования.

 

Республиканский конкурс «Компьютер. Образование. Интернет»

В целях выявления наиболее содержательных и значимых образовательных информационных ресурсов, популяризации использования современных информационно-коммуникационных технологий в образовании, выявлении и развитии интеллектуального и творческого потенциала учащихся и педагогов общеобразовательных учреждений, учреждений, обеспечивающих получение профессионально-технического и среднего специального образования Министерство образования Республики Беларусь планирует проведение в 2009/2010 учебном году V республиканского конкурса «Компьютер. Образование. Интернет». Информация о проведении конкурса публикуется на сайтах Министерства образования Республики Беларусь -- www.minedu.unibel.by, учреждения «Главный информационно-аналитический центр Министерства образования Республики Беларусь» -- www.giac.unibel.by, на Республиканском портале «Профессиональное образование» -- ripo.unibel.by.

Управлениям образования облисполкомов и комитету по образованию Минского городского исполнительного комитета рекомендуется своевременно информировать участников образовательного процесса об условиях проведения конкурса, стимулировать к участию и оказывать содействие при подготовке к нему.

 

Интернет-ресурсы системы образования

Министерство образования Республики Беларусь

www.minedu.unibel.by

НМУ «Национальный институт образования» Министерства образования Республики Беларусь

www.adu.by

Главный информационно-аналитический центр Министерства образования Республики Беларусь

www.giac.unibel.by

ГУО «Академия последипломного образования»

www.academy.edu.by

Республиканский институт контроля знаний

www.rikz. unibel.by

Республиканский институт профессионального образования

www.ripo.unibel.by

ГУО «Минский областной институт развития образования»

www.moipk.minsk-region.edu.by

ГУО «Минский городской институт развития образования»

www. ipk.minsk.edu.by

Минский городской методический портал

http://www.mp.minsk.edu.by

С октября 2009 года планирует начать работу Белорусский национальный образовательный интернет-портал, который будет являться единой точкой доступа ко всем образовательным ресурсам системы образования Республики Беларусь.

На вышеперечисленных сайтах будут размещены методические материалы по организации образовательного процесса с использованием ЭСО, организации системы повышения квалификации педагогов в области ИКТ и другая полезная информация.

Перечень сайтов по учебным предметам типового учебного плана будет размещен на сайте НМУ «Национальный институт образования» Министерства образования Республики Беларусь -- www.adu.by

 

Перечень электронных средств обучения

 

Ниже приведен перечень ЭСО отраслевого фонда программных средств Главного информационно-аналитического центра Министерства образования Республики Беларусь, в который вошли ЭСО, прошедшие только техническую и дизайн-эргономическую экспертизу ГИАЦ, ЭСО, разработанные за счет средств республиканского бюджета, а также ЭСО победителей республиканского конкурса «Компьютер. Образование. Интернет».

ЭСО, разработанные за счет средств республиканского бюджета, а также ЭСО победителей республиканского конкурса «Компьютер. Образование. Интернет» 2006--2009 гг. распространяются ГИАЦ Министерства образования бесплатно.

В ГИАЦ Министерства образования Республики Беларусь можно получить подробную информацию о всех электронных средствах обучения, а также познакомиться с их содержанием.

Наименование ЭСО

Разработчик,

год разработки

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

*Беларуская мова. Пачатковая школа. Частка 1

РБ / Софт-Перспектива, 2007

*Русский язык. Начальная школа. 2--4 классы. Речевой этикет

РБ / ЦИРК БГУ, 2008

*Человек и мир. 1--3 классы

РБ / ЦИРК БГУ, 2008

*Музыка. Виртуальная творческая лаборатория. 4 класс

РБ / МедиуМ, 2008

*Начальная школа. Занятия по интересам. 2--4 классы. Развитие способностей учащихся на основе электронных дидактических игр

РБ / ЦИРК БГУ, 2008

*Русский язык. Начальная школа. 2--3 классы. Занимательная грамматика (для детей с нарушением слуха)

РБ / ЦИРК БГУ, 2008

**Математическое лото

авт. Савчик В. С. Гимназия № 1 г. Мяделя Минской области

**Изобразительное искусство, 1 класс

авт. Сабич В. Н. Гимназия № 22 г. Минска

**Электронная поддержка учебного пособия «Учись рассуждать»

авт. Славников В. В. СШ № 2 г. Чаусы Могилевской области

**Набор игр «Игровая площадка»

авт. Садовский Е. М., Семенова В. Г., Гордей Д. Н., Богданович В. С. СШ № 27 г. Бобруйска Могилевской области

ПМК «Математика. Начальная школа»

РБ / ИНИС-СОФТ, 2000

ПМК «Русский язык. Начальная школа»

РБ / ИНИС-СОФТ, 2000

ПМК «Начальная школа: развиваем речь»

РБ / Инфотриумф, 2007

ПМК «Пачатковая школа. Беларуская лексіка»

РБ / Инфотриумф, 2007

ПК «Гуляй і вучыся»

РБ / ИНИС-СОФТ, 2007

ПМК «Учимся думать»

РБ / Инфотриумф, 2003

МИККИ

РБ / Инфотриумф, 1999

Музыкальный класс

РФ / КиМ

Суперинтеллект

РФ / Новый диск

ПМК «Роботландия»

РФ / Роботландия

БЕЛОРУССКИЙ ЯЗЫК И ЛИТЕРАТУРА

*ПМК «Беларуская мова»

РБ / ИНИС-СОФТ, 1999

*Беларуская мова. Сярэдняя школа. Частка 1

РБ / Софт-Перспектива, 2007

*Беларуская мова. Сiнтаксiс i пунктуацыя

РБ / Софт-Перспектива, 2008

*Беларуская лiтаратура. Сусвет роднага слова

РБ / Софт-Перспектива, 2008

*ПМК «Подготовка к централизованному тестированию по биологии, русскому, белорусскому и английскому языкам»

РБ / БГПУ, ИНИС-СОФТ, 2005

РУССКИЙ ЯЗЫК И ЛИТЕРАТУРА

*Русский язык. 5--10 классы

РБ / ЦИРК БГУ, 2006

*Русский язык. 5 класс. Формирование языковой, речевой и лингвокультурологической компетенции

РБ / Софт-Перспектива, 2008

*Русский язык. 5--10 классы. Визуальный электронный комплект учебных средств по русскому языку и культуре речи с методикой применения

РБ / Софт-Перспектива, 2008

*ПМК «Подготовка к централизованному тестированию по биологии, русскому, белорусскому и английскому языкам»

РБ / БГПУ, ИНИС-СОФТ, 2005

ПМК «Русская словарная лексика»

РБ / ИНИС-СОФТ

*Русская литература. Эволюция реализма как художественного направления в русской литературе XIX—XX веков

РБ / Софт-Перспектива, 2008

**Электронное средство обучения «Формирование орфографической зоркости»

авт. Королько Т. С., Игнатович Т. П. СШ № 101 г. Минска

ПМК «Русский язык. Средняя школа. Ч.

РБ / ИНИС-СОФТ

ПМК «Русский язык. Средняя школа. Ч.

РБ / ИНИС-СОФТ

Хрестоматия по русской литературе

РФ / КиМ

Библиотека школьника

РФ / Новый диск

1С: Репетитор. Русский язык

РФ / 1С

1С: Репетитор. Тесты по орфографии

РФ / 1С

1С: Репетитор. Тесты по пунктуации

РФ / 1С

МАТЕМАТИКА

*Математика. Стереометрия

РБ / IBA, 2008

*Математика. Текстовые задачи

РБ / IBA, 2008

*ПМК «Геометрия 8: поддержка учебника Н. М. Рогоновского»

РБ / Мозырский государственный педагогический университет, 2005

*Универсальный учебный графопостроитель

РБ / Инфотриумф, 2007

*Математика. Информационно-справочная система

РБ / Софт-Перспектива, 2007

**Симметрия

авт. Анисько А. И., Гуров В. В., Кравченко А. Б. Гимназия № 4 г. Витебска

ПМК «Математика. Средняя школа. Ч.

РБ / ИНИС-СОФТ, 2003

ПМК «Математика. Средняя школа. Ч.

РБ / ИНИС-СОФТ, 2007

ПМК «Математика. Средняя школа. Ч.

РБ / ИНИС-СОФТ, 2007

ПК «Наглядная алгебра. 9 класс»

РБ / Инфотриумф, 2007

ПМК «Алгебра 10»

РБ / Инфотриумф, 2003

ИПС «Математика в задачах и решениях»

РБ / Инфотриумф, 2003

Открытая математика 2.6. Планиметрия

РФ / Физикон, 2000--2008

Открытая математика 2.6. Стереометрия

РФ / Физикон, 2000--2008

Открытая математика 2.6. Функции и графики

РФ / Физикон, 2000--2008

1С: Репетитор. Математика. Часть 1

РФ / 1С

Уроки алгебры КиМ 7--8 классы

РФ / КиМ

Уроки алгебры КиМ 9 класс

РФ / КиМ

Уроки геометрии КиМ 7--9 классы. Часть 1. Часть 2.

РФ / КиМ

Уроки геометрии КиМ 10--11 классы. Часть 1. Часть 2.

РФ / КиМ

ИНФОРМАТИКА

*Информатика и информационные технологии. Информационно-справочная система

РБ / Софт-Перспектива, 2008

**Мультимедийный справочник по основам языка Паскаль

авт. Садовская Е. И., Москаленко А. К. СШ № 45 г. Витебска

**Электронное средство обучения «Основы веб-конструирования. HTML+CSS»

авт. Тарасов Д. А. СШ № 1 г. Славгорода Могилевской области

**Основы анимации в Macromedia Flash

авт. Кузьмицкая С. Г. СШ № 140 г. Минска

**Обучающая программа «Экскурсия по системному блоку»

авт. Алексеев Т. Ю. Гимназия № 6 г. Бреста

Энциклопедия персонального компьютера и интернета КиМ 2007

РФ / КиМ

Мир информатики

РФ / КиМ, 2003

Мир информатики. 3--4 годы обучения

РФ / КиМ, 2003

ФИЗИКА И АСТРОНОМИЯ

*Физика. 7 класс

РБ / МедиуМ, 2005

*Физика. 8 класс

РБ / МедиуМ, 2006

*Физика. Волновая оптика. Комплект компьютерных моделей

РБ / Полоцкий госуниверситет, 2008

*Физика. Электричество. Виртуальная лаборатория

РБ / Полоцкий госуниверситет, 2008

**Астрофизический портал (www.afportal.ru)

авт. Грабцевич В. И. Могилевский государственный областной лицей № 1

ПМК «Наглядная физика. 9 класс»

РБ / Инфотриумф, 2007

ПМК «Наглядная физика. Часть 2»

РБ / Инфотриумф, 2009

Уроки физики КиМ для 5--6 классов

РФ / КиМ

Уроки физики КиМ для 7--8 классов

РФ / КиМ

Уроки физики КиМ  для 9 класса

РФ / КиМ

Уроки физики КиМ для 10 класса

РФ / КиМ

Уроки физики КиМ для 11 класса

РФ / КиМ

Открытая физика 2.6. Часть 1. Часть 2

РФ / Физикон, 2000--2008

Открытая астрономия 2.6

РФ / Физикон, 2004--2008

REDSHIFT

РФ / Новый Диск

ХИМИЯ

*Химия. Химический лабораторный практикум. 7--9 класс

РБ / ИНИС-СОФТ, 2008

*Химия. Химический лабораторный практикум. 10--11 класс

РБ / ИНИС-СОФТ, 2008

*Анимация моделей строения вещества и механизмов химических реакций

РБ / ИНИС-СОФТ, 2007

Открытая химия 2.6

РФ / Физикон, 2004--2008

Уроки химии КиМ 8--9 класс

РФ / КиМ

Уроки химии КиМ 10--11 класс

РФ / КиМ

БИОЛОГИЯ

*Человек и его здоровье

РБ / МедиуМ, 2005

*Биология. Генетика

РБ / БГУ, 2008

*ПМК «Подготовка к централизованному тестированию по биологии, русскому, белорусскому и английскому языкам»

РБ / БГПУ, ИНИС-СОФТ, 2005

**Виртуальный кабинет биологии

авт. Клим С. А. Гимназия № 5 г. Минска

Уроки биологии КиМ 6--7 классы

РФ / КиМ

Уроки биологии КиМ 8 класс

РФ / КиМ

Уроки биологии КиМ 9 класс

РФ / КиМ

Уроки биологии КиМ 10--11 классы

РФ / КиМ

Открытая биология 2.6

РФ / Физикон, 2000--2008

ГЕОГРАФИЯ

*Начальный курс географии. 6--7 класс

РБ / МедиуМ, 2007

*Физическая география Беларуси. 10 класс

РБ / ИНИС-СОФТ, 2008

Экология. Общий курс 

РФ / Новый диск

ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ

*Английский язык. Начальная школа. Часть 1

РБ / МедиуМ, 2007

*ПМК «Подготовка к централизованному тестированию по биологии, русскому, белорусскому и английскому языкам»

РБ / БГПУ, ИНИС-СОФТ, 2005

ПМК «Английская лексика»

РБ / ИНИС-СОФТ, 2000

REWARD. Уровень 1 Elementary

РФ / Новый диск

REWARD. Уровень 2 Pre-Intermediate

РФ / Новый диск

REWARD. Уровень 3 Intermediate

РФ / Новый диск

REWARD. Уровень 4 Upper–Intermediate

РФ / Новый диск

Профессор Хиггинс. Английский без акцента!

РФ / ИстраСофт

Профессор Хиггинс. Немецкий без акцента!

РФ / ИстраСофт

МУЛЬТИЛЕКС классический

РФ / МедиаЛингва

Мультилекс 2.0 большой немецкий

РФ / МедиаЛингва

ИСТОРИЯ И ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЕ

*Гісторыя Беларусі старажытных часоў.

6 клас

РБ / БГУ, 2005

*Гісторыя Беларусі. Беларускія землі са старажытнейшых часоў да сярэдзіны XVI cт.

РБ / Полоцкий госуниверситет, 2008

*Всемирная история. История древнего мира

РБ / ИНИС-СОФТ, 2007

*Всемирная история. Всемирная история с древнейших времён до конца XVIII века

РБ / Академия Управления, 2008

*Обучающе-тестирующий комплекс «Человек. Общество. Государство»

РБ / ИНИС-СОФТ, 2006

*Отечественная и мировая художественная культура. Часть 1

РБ / МедиуМ, 2006

*Отечественная и мировая художественная культура. Часть 2

РБ / МедиуМ, 2007

ПК «Гісторыя Беларусі. Тэматычныя тэсты»

РБ / Инфотриумф

ПМК «Гісторыя Беларусі»

РБ / ИНИС-СОФТ, 2009

История России. XX век

РФ / КлиоСофт

ЧЕРЧЕНИЕ

**Электронное пособие «Черчение»

авт. Аксамит Г. Н., Якубович С. А. Гимназия № 1 г. Волковыска Гродненской области

ЭЛЕКТРОННЫЕ ЭНЦИКЛОПЕДИИ

Большая энциклопедия КиМ 2009

РФ / КиМ

Детская энциклопедия КиМ 2009

РФ / КиМ

От плуга до лазера

Лондон / Dorling Kindersley

Энциклопедия классической музыки

РФ / Коминфо

ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ ЦЕЛЕЙ И ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЫ

**Видеоэкскурсия на мемориал «Детям--жертвам войны»

авт. Тарасеня Ж. В.,

Морозов Д. А. Жлобинский государственный профессиональный аграрно-технический колледж

**Годы, опаленные войной. Хроника Великой Победы

авт. Андреенко Р. Е.,

Коваленя А. А., Олейник Л. Ф. СШ № 55 г. Минска

**Киноурок «Память» (Афганистан болит в моей душе!)

авт. Тимофеев В. А.,

Разнорович Т. Ю., Побегаев П. В., Харланов А. А. Могилёвский государственный областной лицей № 1

**Школа Светофора

авт. Хаванова С. Н., Шмыгер О. И., Валюк Е. А. Гимназия № 1 г. Волковыска Гродненской области

**Животный мир: открытия и легенды

Сидорович И. Я., Малашко Е. Н., Мисюк К.А. СШ № 7 г. Слонима Гродненской области

Программы для обеспечения мониторинга и управления образовательным процессом

Десятибалльный мониторинг

РБ / Инфотриумф, 2004

ПК «Знак»

РБ / ИНИС-СОФТ, 2004--2008

ПараГраф: Учебное заведение XXI

РБ / ИНИС-СОФТ

Примечания

1. Символом (*) отмечены ЭСО, которые разработаны за счет средств республиканского бюджета и распространяются бесплатно для учреждений образования Республики Беларусь.

2. Символом (**) отмечены электронные средства обучения победителей республиканского конкурса «Компьютер. Образование. Интернет», которые распространяются бесплатно для учреждений образования Республики Беларусь.

В научно-методическом журнале «Информатизация образования» публикуется нормативное правовое обеспечение процесса информатизации системы образования, методические материалы и другая полезная информация для учителя.

Комментариев нет:

Отправить комментарий