УТВЕРЖДАЮ
Заместитель Министра
образования
Республики Беларусь
_____________К. С. Фарино
_________________2009 г.
Инструктивно-методическое письмо по использованию электронных средств обучения в образовательном процессе
В целях развития процесса информатизации в сфере национальной системы образования в Республике Беларусь реализуются мероприятия программы «Комплексная информатизация системы образования Республики Беларусь на 2007--2010 годы», утвержденной постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 1 марта 2007 г. № 265 и отраслевой программы «Электронный учебник», утвержденной постановлением Министерства образования Республики Беларусь 26.12.2006 № 129, которыми предусмотрена разработка электронных средств обучения.
Использование информационно-коммуникационных технологий и электронных средств обучения в образовательном процессе направлено на повышение эффективности и качества обучения учащихся.
Электронные средства обучения (далее -- ЭСО) -- программные средства, в которых отражается некоторая предметная область, в той или иной мере реализуется технология ее изучения средствами информационно--коммуникационных технологий, обеспечиваются условия для осуществления различных видов учебной деятельности. По своему методическому назначению электронные средства обучения можно подразделить на следующие виды:
· обучающие программные средства -- обеспечивают необходимый уровень усвоения учебного материала;
· программные средства (системы) -- тренажёры -- обеспечивают отработку умений учащихся, помогают осуществлять самоподготовку и используются при повторении или закреплении учебного материала;
· контролирующие программные средства -- предназначены для контроля (самоконтроля) уровня овладения учебным материалом;
· информационно-поисковые, информационно-справочные программные средства -- позволяют осуществить выбор и вывод необходимой информации. Их методическое назначение -- формирование умений учащихся по поиску и систематизации информации.
· моделирующие программные средства -- предоставляют учащимся основные элементы и типы функций для моделирования определенной реальности. Они предназначены для создания модели объекта, явления, процесса или ситуации (как реальных, так и виртуальных) с целью их изучения, исследования;
· демонстрационные программные средства -- обеспечивают наглядное представление учебного материала, визуализацию изучаемых явлений, процессов и взаимосвязей между объектами;
· учебно-игровые программные средства позволяют «проигрывать» учебные ситуации (например, с целью формирования умений принимать оптимальное решение или выработки оптимальной стратегии действия);
· досуговые программные средства -- используются для организации деятельности учащихся во внеклассной работе.
ЭСО, используемые в образовательном процессе, должны соответствовать общедидактическим требованиям: научности, доступности, проблемности, наглядности, системности и последовательности предъявления материала, сознательности обучения, самостоятельности и активности деятельности, прочности усвоения знаний, единства образовательных, развивающих и воспитательных функций.
Из числа эргономических требований к ЭСО, которые основываются на учете возрастных особенностей учащихся, целесообразно выделить требование, связанное с обеспечением гуманного отношения к ученику, организации в ЭСО интуитивно понятного интерфейса и простоты навигации, свободной последовательности и темпа работы (кроме работы с контрольными тестовыми заданиями, где время работы строго регламентируется).
Использование ЭСО в образовательном процессе
Использование ЭСО в образовательном процессе дает педагогам дополнительные дидактические возможности:
· обратную связь между пользователем и ЭСО, что позволяет обеспечить интерактивный диалог;
· компьютерную визуализацию учебной информации, предполагающую реализацию возможностей современных средств визуализации объектов, процессов, явлений (как реальных, так и виртуальных), а также их моделей, представление их в динамике развития, во временном и пространственном движении, с сохранением возможности диалогового общения с программой;
· компьютерное моделирование изучаемых объектов, явлений, процессов;
· автоматизацию процессов вычислительной, информационно-поисковой деятельности, обработки результатов учебного эксперимента с возможностью многократного повторения фрагмента или самого эксперимента. Это позволяет констатировать результаты экспериментов; варьировать значения параметров (например, физических величин) адекватно условиям эксперимента; осуществлять постановку гипотезы эксперимента, ее проверку, модифицировать исследуемую ситуацию по результатам эксперимента, прогнозировать результаты исследования;
· автоматизацию процессов управления учебной деятельностью и контроля за результатами усвоения учебного материала: генерирование и рассылка организационно-методических материалов, загрузка и передача их по сети и т. п.
Обозначим ряд ключевых аспектов использования ЭСО в образовательном процессе:
· мотивационный аспект -- создают условия для максимального учета индивидуальных образовательных возможностей и потребностей учащихся, широкого выбора содержания, форм, темпов и уровня подготовки, удовлетворения образовательных потребностей, раскрытия творческого потенциала учащихся;
· содержательный аспект -- дополняют учебник теми элементами, которых он реализовать не может (в ЭСО можно быстрее найти нужную информацию, оперировать ею, работать с наглядными моделями труднообъяснимых процессов);
· учебно-методический аспект -- обеспечивают учебно-методическое сопровождение учебного предмета. ЭСО можно применять при подготовке к уроку; непосредственно на уроке (при объяснении нового материала, для закрепления усвоенных знаний, в процессе контроля знаний); для организации самостоятельного изучения учащимися дополнительного материала и т. д.;
· организационный аспект -- могут быть использованы при классно-урочной, проектно-групповой, индивидуальной моделях обучения, во внеклассной работе;
· контрольно-оценочный аспект -- позволяют осуществлять различные виды контроля: поурочный, тематический, промежуточный и итоговый.
Необходимо отметить, что использование ЭСО в образовательном процессе значительно влияет на формы и методы представления учебного материала, характер взаимодействия между обучаемым и педагогом и, соответственно, на методику проведения занятий в целом. Вместе с тем ЭСО не заменяют традиционных подходов к обучению, а значительно повышают их эффективность. Главное для педагога -- найти соответствующее место ЭСО в образовательном процессе.
Любой из типов уроков (изучения нового материала; совершенствования знаний и умений; обобщения и систематизации знаний; комбинированный; контроля и коррекции знаний и умений) может быть проведен с использованием ЭСО.
Возможные варианты проведения уроков с использованием ЭСО:
класс разбивается на 2--3 группы, одна из групп направляется в компьютерный класс, а затем через 10--15 минут ее сменяет следующая;
вся обучаемая группа находится в помещении компьютерного класса, а непосредственно с компьютерами работает в определенные отрезки времени только часть учащихся;
в классе постоянно находятся 2--3 компьютера.
Применение ЭСО возможно также при подготовке и проведении учителем факультативных занятий, организации самоподготовки.
Выбор форм, методов и средств обучения и воспитания определяются учителем самостоятельно на основе сформулированных учебной программой требований к знаниям и умениям учащихся с учетом их возрастных и психологических особенностей, а также уровня обученности.
Одним из условий эффективного использования ЭСО является анализ и самоанализ урока. Анализ и самоанализ урока с использованием ЭСО могут осуществляться педагогами по следующим критериям:
1) обоснованность и целесообразность использования ЭСО на уроке;
2) организация работы класса и каждого учащегося с ЭСО;
3) деятельность учителя во время работы учащихся с ЭСО;
4) деятельность учащихся во время демонстрации учебных материалов с помощью ЭСО;
5) деятельность учителя после окончания работы учащихся с ЭСО;
6) организация работы класса и каждого учащегося по закреплению знаний, полученных с помощью ЭСО;
7) соблюдение санитарно-гигиенических норм работы с ЭСО.
Использование ЭСО в образовательном процессе обеспечивает:
индивидуализацию и дифференциацию процесса обучения за счет реализации возможностей интерактивного диалога, самостоятельного выбора режима учебной деятельности, организационных форм и методов обучения;
предоставление учащемуся инструментов исследования, конструирования, формализации знаний о предметном мире;
расширение и углубление знаний и умений по изучаемому предмету за счет возможности моделирования, имитации изучаемых процессов и явлений, организации экспериментально-исследовательской деятельности, экономии учебного времени, автоматизации рутинных операций вычислительного, поискового характера;
расширение сферы самостоятельной деятельности учащихся (как индивидуальной, так и групповой, коллективной) за счет возможности организации разнообразных видов учебной деятельности (экспериментально-исследовательской, учебно-игровой и т. д.);
формирование информационной культуры учащихся;
повышение мотивации обучения за счет компьютерной визуализации изучаемых объектов и закономерностей, возможности управления изучаемыми объектами, ситуацией, самостоятельного выбора форм и методов обучения.
Гигиенические требования к организации образовательного процесса
При организации образовательного процесса с использованием ЭСО учителя должны руководствоваться следующими нормативными документами:
санитарные правила и нормы 9-131 РБ 2000 «Гигиенические требования к видеодисплейным терминалам, электронно-вычислительным машинам и организации работы»;
постановление Министерства здравоохранения от 30 мая 2006 г. № 70 «О внесении изменений и дополнений в Санитарные правила и нормы 9--31 РБ 2000 «Гигиенические требования к видеодисплейным терминалам, электронно-вычислительным машинам и организации работы».
методические рекомендации «Здоровьесбережение учащихся в учреждениях, обеспечивающих получение общего среднего образования (комплексный подход)», утвержденные Министерством образования Республики Беларусь от 12.06.2006 // Зборнік нарматыўных дакументаў Міністэрства адукацыі Рэспублікі Беларусь. -- 2006. -- № 15.
При проведении занятий в компьютерных классах обязательно чередование теоретической и практической работы с персональным компьютером (далее -- ПК) на протяжении урока. Продолжительность занятий с использованием ПК зависит от возраста учащихся, технических данных ПК, характера и сложности выполняемой работы.
В соответствии с последними рекомендациями длительность работы с компьютером не должна превышать:
на развивающих игровых занятиях: для детей 6 лет -- 10 минут; для учащихся II--IV классов -- 15 минут; для учащихся V--VII классов, имеющих навыки работы с ПК, -- 20 минут;
на уроках информатики: у учащихся VIII--IX классов -- 25 минут; у учащихся IX -- X классов -- 40 минут.
Для предупреждения переутомления при работе с ПК необходимо осуществлять комплекс профилактических мероприятий:
устраивать перерывы после каждого академического часа занятий, независимо от учебного процесса, длительностью не менее 10 минут;
проводить во время перерывов сквозное проветривание компьютерного класса с обязательным выходом учащихся из него;
подключать таймер к ПК или централизованно отключать свечение информации на экранах мониторов с целью обеспечения нормируемого времени работы с ПК;
проводить упражнения для глаз через каждые 20--25 минут работы с использованием ПК. При появлении зрительного дискомфорта, выражающегося в быстром развитии усталости глаз, рези, мелькании точек перед глазами и т. п., упражнения для глаз проводятся индивидуально, самостоятельно и раньше указанного времени;
для снятия статического напряжения должны осуществляться физкультурные минутки в течение 1--2 минут целенаправленного назначения индивидуально или организованно при появлении начальных признаков утомления;
для снятия общего утомления, улучшения функционального состояния нервной, сердечно-сосудистой, дыхательной систем, а также мышц плечевого пояса, рук, спины, шеи и ног следует проводить физкультпаузы во время перерывов в течение 3--4 минут.
Факультативные занятия с использованием ПК должны проводиться не чаще 2 раз в неделю. Продолжительность непосредственной работы на ПК не должна превышать: у детей I--IV классов на игровых занятиях в заданном темпе -- 10 минут, смешанных занятиях с отвлечением от работы с компьютером, в свободном режиме -- 30 минут; для детей, начиная с V класса, на игровых занятиях в заданном темпе -- 30 минут, смешанных занятиях -- 60 минут. Обязательно соблюдение режима работы с ПК и проведение профилактических мероприятий.
Рекомендации по эффективному использованию ЭСО
С целью оптимизации использования ЭСО Министерство образования рекомендует в общеобразовательных учреждениях иметь следующую документацию: журнал использования ЭСО в образовательном процессе, журнал учета имеющихся в образовательном учреждении ЭСО (включая мультимедийные презентации, разработанные педагогами).
Примерная форма журнала использования ЭСО в образовательном процессе
| № | Дата | Учебный предмет | Название ЭСО | Класс, тема урока | ФИО учителя | Примечание |
|
|
|
|
|
|
|
|
Примерная форма журнала учета имеющихся в образовательном учреждении ЭСО
| № по реестру | Название | Разработчик | Год разработки | Краткое описание | Место хранения | Примечание |
|
|
|
|
|
|
|
|
Загрузка компьютерной техники
В соответствии с решением заседания Совета по проблемам информатизации системы образования при Министерстве образования Республики Беларусь от 24.06.2009 управлениям образования облисполкомов, комитету по образованию Мингорисполкома рекомендовано увеличить загрузку компьютерных классов в учреждениях образования до 45 часов в неделю, уделив основное внимание внедрению ЭСО по учебным предметам.
Школьная библиотека -- центр информационных ресурсов
В соответствии с Программой развития общего среднего образования в Республике Беларусь на 2007--2016 годы (постановление Совета Министров Республики Беларусь от 31.05.2007 № 725) предусмотрена планомерная модернизация библиотек общеобразовательных учреждений и преобразование их в центры информационных ресурсов. Оснащение школьных библиотек техническими и программными средствами учебного назначения позволит создать на их базе медиацентры, которые дадут возможность учащимся и педагогам использовать средства информационных технологий для подготовки к урокам, самообразования.
С целью обеспечения более широкого доступа учащихся к компьютерам, подключенным к сети Интернет, рекомендуется установить компьютеры в школьных библиотеках и подключить их к сети Интернет.
Повышение квалификации педагогов в области использования информационно-коммуникационных технологий и электронных средств обучения
С целью повышения эффективности применения информационно-коммуникационных технологий и электронных средств обучения в образовательном процессе для руководителей и заместителей руководителей учреждений образования, учителей-предметников и методистов, курирующих информатизацию образования, в 2009 календарном году планируется:
а) обучение на целевых курсах на базе ГУО «Академия последипломного образования»:
| № | Название курсов повышения квалификации | Категории слушателей | Дата проведения |
| 1 | Использование информационных технологий в управленческой деятельности | Заведующие дошкольными учреждениями
| 26.10.09--6.11.09 |
| 2 | Современные подходы к уроку информатики | Руководители методических объединений учителей информатики, методисты районных (городских) учебно-методических кабинетов | 9.11.09--21.11.09 |
| 3 | Современные информационные технологии разработки и сопровождения электронных учебных курсов для реализации актуальных педагогических задач | Руководители лицеев, методисты районных (городских) учебно-методических кабинетов | 7.12.09--19.12.09 |
б) обучение и обмен опытом на семинарах в соответствии с Республиканским координационным планом по работе с педагогическими и руководящими кадрами системы образования в межкурсовой период на 2009 год:
| № | Тема семинара | Категории слушателей | Сроки проведения | Место проведения |
| 1 | Информационно-компьютерные технологии как средство повышения качества образования | Учителя-предметники | ноябрь | Могилевский ГОИРО |
| 2 | Выкарыстанне інфармацыйных тэхналогій пры выкладанні беларускай мовы і літаратуры | Учителя белорусского языка и литературы, методисты и руководители методических объединений | декабрь | АПО |
Рекомендуется областным и Минскому городскому институтам развития образования на 2009/2010 учебный год:
включить проведение целевого курса повышения квалификации для учителей-предметников «Использование электронных средств обучения в образовательном процессе общеобразовательных учреждений» объемом 36 учебных часов. Учебная программа, учебно-тематический план этого курса, а также методические материалы его проведения размещены на сайте АПО;
включить во все базовые курсы учителей-предметников учебный раздел «Применение электронных средств обучения в преподавании учебного предмета» объемом от 4 до 8 учебных часов. Учебные материалы по данному разделу размещены на сайте АПО. Темы раздела могут быть следующими:
Тема 1. Электронные средства обучения: дидактические и методические функции, классификация.
Тема 2. Методы и формы компьютерного обучения.
Тема 3. Разработка уроков с применением электронных средств обучения и их анализ.
Тема 4. Внедрение электронных средств обучения в образовательный процесс.
ГУО «Академия последипломного образования» совместно с областными и Минским городским институтами развития образования включить в Республиканский координационный план по работе с педагогическими и руководящими кадрами системы образования в межкурсовой период на 2010 год проведение семинаров по применению информационно-коммуникационных технологий и электронных средств обучения в преподавании учебных предметов в общеобразовательных учреждениях.
С целью повышения качества овладения современными информационно-коммуникационными технологиями руководящим работникам и специалистам образования рекомендуется пройти тестирование для получения сертификата пользователя информационных технологий в ГУО «Академия последипломного образования», а также в областных (Минском городском) институтах развития образования.
Республиканский конкурс «Компьютер. Образование. Интернет»
В целях выявления наиболее содержательных и значимых образовательных информационных ресурсов, популяризации использования современных информационно-коммуникационных технологий в образовании, выявлении и развитии интеллектуального и творческого потенциала учащихся и педагогов общеобразовательных учреждений, учреждений, обеспечивающих получение профессионально-технического и среднего специального образования Министерство образования Республики Беларусь планирует проведение в 2009/2010 учебном году V республиканского конкурса «Компьютер. Образование. Интернет». Информация о проведении конкурса публикуется на сайтах Министерства образования Республики Беларусь -- www.minedu.unibel.by, учреждения «Главный информационно-аналитический центр Министерства образования Республики Беларусь» -- www.giac.unibel.by, на Республиканском портале «Профессиональное образование» -- ripo.unibel.by.
Управлениям образования облисполкомов и комитету по образованию Минского городского исполнительного комитета рекомендуется своевременно информировать участников образовательного процесса об условиях проведения конкурса, стимулировать к участию и оказывать содействие при подготовке к нему.
Интернет-ресурсы системы образования
| Министерство образования Республики Беларусь | |
| НМУ «Национальный институт образования» Министерства образования Республики Беларусь | www.adu.by |
| Главный информационно-аналитический центр Министерства образования Республики Беларусь | |
| ГУО «Академия последипломного образования» | |
| Республиканский институт контроля знаний | www.rikz. unibel.by |
| Республиканский институт профессионального образования | www.ripo.unibel.by |
| ГУО «Минский областной институт развития образования» | www.moipk.minsk-region.edu.by |
| ГУО «Минский городской институт развития образования» | www. ipk.minsk.edu.by |
| Минский городской методический портал |
С октября 2009 года планирует начать работу Белорусский национальный образовательный интернет-портал, который будет являться единой точкой доступа ко всем образовательным ресурсам системы образования Республики Беларусь.
На вышеперечисленных сайтах будут размещены методические материалы по организации образовательного процесса с использованием ЭСО, организации системы повышения квалификации педагогов в области ИКТ и другая полезная информация.
Перечень сайтов по учебным предметам типового учебного плана будет размещен на сайте НМУ «Национальный институт образования» Министерства образования Республики Беларусь -- www.adu.by
Перечень электронных средств обучения
Ниже приведен перечень ЭСО отраслевого фонда программных средств Главного информационно-аналитического центра Министерства образования Республики Беларусь, в который вошли ЭСО, прошедшие только техническую и дизайн-эргономическую экспертизу ГИАЦ, ЭСО, разработанные за счет средств республиканского бюджета, а также ЭСО победителей республиканского конкурса «Компьютер. Образование. Интернет».
ЭСО, разработанные за счет средств республиканского бюджета, а также ЭСО победителей республиканского конкурса «Компьютер. Образование. Интернет» 2006--2009 гг. распространяются ГИАЦ Министерства образования бесплатно.
В ГИАЦ Министерства образования Республики Беларусь можно получить подробную информацию о всех электронных средствах обучения, а также познакомиться с их содержанием.
| Наименование ЭСО | Разработчик, год разработки |
| НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА | |
| *Беларуская мова. Пачатковая школа. Частка 1 | РБ / Софт-Перспектива, 2007 |
| *Русский язык. Начальная школа. 2--4 классы. Речевой этикет | РБ / ЦИРК БГУ, 2008 |
| *Человек и мир. 1--3 классы | РБ / ЦИРК БГУ, 2008 |
| *Музыка. Виртуальная творческая лаборатория. 4 класс | РБ / МедиуМ, 2008 |
| *Начальная школа. Занятия по интересам. 2--4 классы. Развитие способностей учащихся на основе электронных дидактических игр | РБ / ЦИРК БГУ, 2008 |
| *Русский язык. Начальная школа. 2--3 классы. Занимательная грамматика (для детей с нарушением слуха) | РБ / ЦИРК БГУ, 2008 |
| **Математическое лото | авт. Савчик В. С. Гимназия № 1 г. Мяделя Минской области |
| **Изобразительное искусство, 1 класс | авт. Сабич В. Н. Гимназия № 22 г. Минска |
| **Электронная поддержка учебного пособия «Учись рассуждать» | авт. Славников В. В. СШ № 2 г. Чаусы Могилевской области |
| **Набор игр «Игровая площадка» | авт. Садовский Е. М., Семенова В. Г., Гордей Д. Н., Богданович В. С. СШ № 27 г. Бобруйска Могилевской области |
| ПМК «Математика. Начальная школа» | РБ / ИНИС-СОФТ, 2000 |
| ПМК «Русский язык. Начальная школа» | РБ / ИНИС-СОФТ, 2000 |
| ПМК «Начальная школа: развиваем речь» | РБ / Инфотриумф, 2007 |
| ПМК «Пачатковая школа. Беларуская лексіка» | РБ / Инфотриумф, 2007 |
| ПК «Гуляй і вучыся» | РБ / ИНИС-СОФТ, 2007 |
| ПМК «Учимся думать» | РБ / Инфотриумф, 2003 |
| МИККИ | РБ / Инфотриумф, 1999 |
| Музыкальный класс | РФ / КиМ |
| Суперинтеллект | РФ / Новый диск |
| ПМК «Роботландия» | РФ / Роботландия |
| БЕЛОРУССКИЙ ЯЗЫК И ЛИТЕРАТУРА | |
| *ПМК «Беларуская мова» | РБ / ИНИС-СОФТ, 1999 |
| *Беларуская мова. Сярэдняя школа. Частка 1 | РБ / Софт-Перспектива, 2007 |
| *Беларуская мова. Сiнтаксiс i пунктуацыя | РБ / Софт-Перспектива, 2008 |
| *Беларуская лiтаратура. Сусвет роднага слова | РБ / Софт-Перспектива, 2008 |
| *ПМК «Подготовка к централизованному тестированию по биологии, русскому, белорусскому и английскому языкам» | РБ / БГПУ, ИНИС-СОФТ, 2005 |
| РУССКИЙ ЯЗЫК И ЛИТЕРАТУРА | |
| *Русский язык. 5--10 классы | РБ / ЦИРК БГУ, 2006 |
| *Русский язык. 5 класс. Формирование языковой, речевой и лингвокультурологической компетенции | РБ / Софт-Перспектива, 2008 |
| *Русский язык. 5--10 классы. Визуальный электронный комплект учебных средств по русскому языку и культуре речи с методикой применения | РБ / Софт-Перспектива, 2008 |
| *ПМК «Подготовка к централизованному тестированию по биологии, русскому, белорусскому и английскому языкам» | РБ / БГПУ, ИНИС-СОФТ, 2005 |
| ПМК «Русская словарная лексика» | РБ / ИНИС-СОФТ |
| *Русская литература. Эволюция реализма как художественного направления в русской литературе XIX—XX веков | РБ / Софт-Перспектива, 2008 |
| **Электронное средство обучения «Формирование орфографической зоркости» | авт. Королько Т. С., Игнатович Т. П. СШ № 101 г. Минска |
| ПМК «Русский язык. Средняя школа. Ч. 1» | РБ / ИНИС-СОФТ |
| ПМК «Русский язык. Средняя школа. Ч. 2» | РБ / ИНИС-СОФТ |
| Хрестоматия по русской литературе | РФ / КиМ |
| Библиотека школьника | РФ / Новый диск |
| 1С: Репетитор. Русский язык | РФ / 1С |
| 1С: Репетитор. Тесты по орфографии | РФ / 1С |
| 1С: Репетитор. Тесты по пунктуации | РФ / 1С |
| МАТЕМАТИКА | |
| *Математика. Стереометрия | РБ / IBA, 2008 |
| *Математика. Текстовые задачи | РБ / IBA, 2008 |
| *ПМК «Геометрия 8: поддержка учебника Н. М. Рогоновского» | РБ / Мозырский государственный педагогический университет, 2005 |
| *Универсальный учебный графопостроитель | РБ / Инфотриумф, 2007 |
| *Математика. Информационно-справочная система | РБ / Софт-Перспектива, 2007 |
| **Симметрия | авт. Анисько А. И., Гуров В. В., Кравченко А. Б. Гимназия № 4 г. Витебска |
| ПМК «Математика. Средняя школа. Ч. 1» | РБ / ИНИС-СОФТ, 2003 |
| ПМК «Математика. Средняя школа. Ч. 2» | РБ / ИНИС-СОФТ, 2007 |
| ПМК «Математика. Средняя школа. Ч. 3» | РБ / ИНИС-СОФТ, 2007 |
| ПК «Наглядная алгебра. 9 класс» | РБ / Инфотриумф, 2007 |
| ПМК «Алгебра 10» | РБ / Инфотриумф, 2003 |
| ИПС «Математика в задачах и решениях» | РБ / Инфотриумф, 2003 |
| Открытая математика 2.6. Планиметрия | РФ / Физикон, 2000--2008 |
| Открытая математика 2.6. Стереометрия | РФ / Физикон, 2000--2008 |
| Открытая математика 2.6. Функции и графики | РФ / Физикон, 2000--2008 |
| 1С: Репетитор. Математика. Часть 1 | РФ / 1С |
| Уроки алгебры КиМ 7--8 классы | РФ / КиМ |
| Уроки алгебры КиМ 9 класс | РФ / КиМ |
| Уроки геометрии КиМ 7--9 классы. Часть 1. Часть 2. | РФ / КиМ |
| Уроки геометрии КиМ 10--11 классы. Часть 1. Часть 2. | РФ / КиМ |
| ИНФОРМАТИКА | |
| *Информатика и информационные технологии. Информационно-справочная система | РБ / Софт-Перспектива, 2008 |
| **Мультимедийный справочник по основам языка Паскаль | авт. Садовская Е. И., Москаленко А. К. СШ № 45 г. Витебска |
| **Электронное средство обучения «Основы веб-конструирования. HTML+CSS» | авт. Тарасов Д. А. СШ № 1 г. Славгорода Могилевской области |
| **Основы анимации в Macromedia Flash | авт. Кузьмицкая С. Г. СШ № 140 г. Минска |
| **Обучающая программа «Экскурсия по системному блоку» | авт. Алексеев Т. Ю. Гимназия № 6 г. Бреста |
| Энциклопедия персонального компьютера и интернета КиМ 2007 | РФ / КиМ |
| Мир информатики | РФ / КиМ, 2003 |
| Мир информатики. 3--4 годы обучения | РФ / КиМ, 2003 |
| ФИЗИКА И АСТРОНОМИЯ | |
| *Физика. 7 класс | РБ / МедиуМ, 2005 |
| *Физика. 8 класс | РБ / МедиуМ, 2006 |
| *Физика. Волновая оптика. Комплект компьютерных моделей | РБ / Полоцкий госуниверситет, 2008 |
| *Физика. Электричество. Виртуальная лаборатория | РБ / Полоцкий госуниверситет, 2008 |
| **Астрофизический портал (www.afportal.ru) | авт. Грабцевич В. И. Могилевский государственный областной лицей № 1 |
| ПМК «Наглядная физика. 9 класс» | РБ / Инфотриумф, 2007 |
| ПМК «Наглядная физика. Часть 2» | РБ / Инфотриумф, 2009 |
| Уроки физики КиМ для 5--6 классов | РФ / КиМ |
| Уроки физики КиМ для 7--8 классов | РФ / КиМ |
| Уроки физики КиМ для 9 класса | РФ / КиМ |
| Уроки физики КиМ для 10 класса | РФ / КиМ |
| Уроки физики КиМ для 11 класса | РФ / КиМ |
| Открытая физика 2.6. Часть 1. Часть 2 | РФ / Физикон, 2000--2008 |
| Открытая астрономия 2.6 | РФ / Физикон, 2004--2008 |
| REDSHIFT | РФ / Новый Диск |
| ХИМИЯ | |
| *Химия. Химический лабораторный практикум. 7--9 класс | РБ / ИНИС-СОФТ, 2008 |
| *Химия. Химический лабораторный практикум. 10--11 класс | РБ / ИНИС-СОФТ, 2008 |
| *Анимация моделей строения вещества и механизмов химических реакций | РБ / ИНИС-СОФТ, 2007 |
| Открытая химия 2.6 | РФ / Физикон, 2004--2008 |
| Уроки химии КиМ 8--9 класс | РФ / КиМ |
| Уроки химии КиМ 10--11 класс | РФ / КиМ |
| БИОЛОГИЯ | |
| *Человек и его здоровье | РБ / МедиуМ, 2005 |
| *Биология. Генетика | РБ / БГУ, 2008 |
| *ПМК «Подготовка к централизованному тестированию по биологии, русскому, белорусскому и английскому языкам» | РБ / БГПУ, ИНИС-СОФТ, 2005 |
| **Виртуальный кабинет биологии | авт. Клим С. А. Гимназия № 5 г. Минска |
| Уроки биологии КиМ 6--7 классы | РФ / КиМ |
| Уроки биологии КиМ 8 класс | РФ / КиМ |
| Уроки биологии КиМ 9 класс | РФ / КиМ |
| Уроки биологии КиМ 10--11 классы | РФ / КиМ |
| Открытая биология 2.6 | РФ / Физикон, 2000--2008 |
| ГЕОГРАФИЯ | |
| *Начальный курс географии. 6--7 класс | РБ / МедиуМ, 2007 |
| *Физическая география Беларуси. 10 класс | РБ / ИНИС-СОФТ, 2008 |
| Экология. Общий курс | РФ / Новый диск |
| ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ | |
| *Английский язык. Начальная школа. Часть 1 | РБ / МедиуМ, 2007 |
| *ПМК «Подготовка к централизованному тестированию по биологии, русскому, белорусскому и английскому языкам» | РБ / БГПУ, ИНИС-СОФТ, 2005 |
| ПМК «Английская лексика» | РБ / ИНИС-СОФТ, 2000 |
| REWARD. Уровень 1 Elementary | РФ / Новый диск |
| REWARD. Уровень 2 Pre-Intermediate | РФ / Новый диск |
| REWARD. Уровень 3 Intermediate | РФ / Новый диск |
| REWARD. Уровень 4 Upper–Intermediate | РФ / Новый диск |
| Профессор Хиггинс. Английский без акцента! | РФ / ИстраСофт |
| Профессор Хиггинс. Немецкий без акцента! | РФ / ИстраСофт |
| МУЛЬТИЛЕКС классический | РФ / МедиаЛингва |
| Мультилекс 2.0 большой немецкий | РФ / МедиаЛингва |
| ИСТОРИЯ И ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЕ | |
| *Гісторыя Беларусі старажытных часоў. 6 клас | РБ / БГУ, 2005 |
| *Гісторыя Беларусі. Беларускія землі са старажытнейшых часоў да сярэдзіны XVI cт. | РБ / Полоцкий госуниверситет, 2008 |
| *Всемирная история. История древнего мира | РБ / ИНИС-СОФТ, 2007 |
| *Всемирная история. Всемирная история с древнейших времён до конца XVIII века | РБ / Академия Управления, 2008 |
| *Обучающе-тестирующий комплекс «Человек. Общество. Государство» | РБ / ИНИС-СОФТ, 2006 |
| *Отечественная и мировая художественная культура. Часть 1 | РБ / МедиуМ, 2006 |
| *Отечественная и мировая художественная культура. Часть 2 | РБ / МедиуМ, 2007 |
| ПК «Гісторыя Беларусі. Тэматычныя тэсты» | РБ / Инфотриумф |
| ПМК «Гісторыя Беларусі» | РБ / ИНИС-СОФТ, 2009 |
| История России. XX век | РФ / КлиоСофт |
| ЧЕРЧЕНИЕ | |
| **Электронное пособие «Черчение» | авт. Аксамит Г. Н., Якубович С. А. Гимназия № 1 г. Волковыска Гродненской области |
| ЭЛЕКТРОННЫЕ ЭНЦИКЛОПЕДИИ | |
| Большая энциклопедия КиМ 2009 | РФ / КиМ |
| Детская энциклопедия КиМ 2009 | РФ / КиМ |
| От плуга до лазера | Лондон / Dorling Kindersley |
| Энциклопедия классической музыки | РФ / Коминфо |
| ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ ЦЕЛЕЙ И ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЫ | |
| **Видеоэкскурсия на мемориал «Детям--жертвам войны» | авт. Тарасеня Ж. В., Морозов Д. А. Жлобинский государственный профессиональный аграрно-технический колледж |
| **Годы, опаленные войной. Хроника Великой Победы | авт. Андреенко Р. Е., Коваленя А. А., Олейник Л. Ф. СШ № 55 г. Минска |
| **Киноурок «Память» (Афганистан болит в моей душе!) | авт. Тимофеев В. А., Разнорович Т. Ю., Побегаев П. В., Харланов А. А. Могилёвский государственный областной лицей № 1 |
| **Школа Светофора | авт. Хаванова С. Н., Шмыгер О. И., Валюк Е. А. Гимназия № 1 г. Волковыска Гродненской области |
| **Животный мир: открытия и легенды | Сидорович И. Я., Малашко Е. Н., Мисюк К.А. СШ № 7 г. Слонима Гродненской области |
| Программы для обеспечения мониторинга и управления образовательным процессом | |
| Десятибалльный мониторинг | РБ / Инфотриумф, 2004 |
| ПК «Знак» | РБ / ИНИС-СОФТ, 2004--2008 |
| РБ / ИНИС-СОФТ | |
Примечания
1. Символом (*) отмечены ЭСО, которые разработаны за счет средств республиканского бюджета и распространяются бесплатно для учреждений образования Республики Беларусь.
2. Символом (**) отмечены электронные средства обучения победителей республиканского конкурса «Компьютер. Образование. Интернет», которые распространяются бесплатно для учреждений образования Республики Беларусь.
В научно-методическом журнале «Информатизация образования» публикуется нормативное правовое обеспечение процесса информатизации системы образования, методические материалы и другая полезная информация для учителя.
Комментариев нет:
Отправить комментарий