понедельник, 4 февраля 2013 г.

Любовь

Росту любви очень способствует терпение – если человек стремится терпеть со смирением, с кротостью, не сердится на Бога за те скорби, что Господь ему посылает. Тогда он постепенно приобретает для своего сердца возможность любить. Любовь складывается из постоянного самоотречения. Вот, допустим, жизнь в браке: у меня свои привычки, свои представления, свои мысли, а я должен для другого все это откладывать; мне так кажется, а ему (или ей) кажется по‑другому, и если я люблю, то моя любовь желает жертвовать для любимого. Мать любит дитя и поэтому постоянно отрекается: ей хочется спать, а она встает; ей хочется полежать, книжку почитать, а она кашку варит или на терке что‑то трет; ей хочется куда‑то в гости сходить, с подружкой поболтать, а надо с ребеночком гулять; хочется отдохнуть – надо стирать; хочется что‑то себе купить, а надо экономить, и так постоянно. Постоянное самоотречение. И только таким образом можно достичь любви. Читать далее...
Любовь обычно понимают как некое чувство – вот возникло чувство, какое‑то волнение, еще там что‑то, томление например… Но это не есть любовь. Любовь всегда целесообразна, действенна, она ищет пользы другому, а чувство ищет пользы себе. Поэтому чувство – это любовь наоборот, то есть самолюбие. "Я без нее жить не могу" – что это такое? Это самолюбие. Я жить не могу, то есть речь идет обо мне. У человека в силу его греховности все искажено, вся жизнь наоборот: вместо того чтобы ходить на ногах, он на голове ходит; вместо того чтобы заповеди Божии исполнять, служит сатане; будучи полностью неправым, считает себя во всем правым; будучи грешнее всех, всех за все осуждает. Читать далее...
Любовь приобретается большим трудом. Этому способствует и пост. Вот, допустим, хочется поесть чего‑то, а человек постится, отказывается добровольно. И в таком постоянном отречении от того, что хочется, человек может приобретать для своего сердца способность любить, потому что любовь выражается именно в том, что человек жертвует собой, отказывает себе, дает свободу любимому. Вот некоторые задаются вопросом: почему Бог допускает войны? почему Он человека таким создал? Создал бы человека хорошего, а не такого, который согрешил. Дело в том, что любовь не может надеть на человека какие‑то оковы, она обязательно предполагает свободу, потому что свобода и любовь – две родные сестры. А где есть рабство, понуждение, там нет любви. Читать далее...
Любовь может быть только свободной, поэтому Господь и создал человека как существо свободное, по образу и подобию Своему, и дал ему огромную власть над всем видимым миром, до края вселенной, и сказал: хочешь, Меня люби, хочешь – нет. Но человек не захотел любить, он выбрал зло, потому что это легче. Любовь требует отдачи себя, а самолюбие ищет себе. Себя‑то любить легче, поэтому человек и пал; и все мы поэтому падаем, что к себе очень неплохо относимся. А это совершенно несправедливо, потому что мы грешники; мы должны ненавидеть себя, ненавидеть свою жизнь, свои поступки, свои слова. Но мы, наоборот, лелеем себя; желаем, чтобы люди о нас хорошо говорили; ищем славы от людей; хотим, чтобы у нас и дома был порядок, чтобы и детки нас слушались. Собственно, а кто ты такой, чтобы тебя дети слушались или чтобы у тебя все дома было хорошо, чтобы к тебе все относились со вниманием? Ты же человек‑грешник? Грешник. Так ты поделом и получаешь. А у нас все какие‑то необоснованные претензии: нам то не так, это не так, это нам не нравится; мы все хотим на свой лад перестроить. Читать далее...
Каждое слово апостольского послания – это такая премудрость! Вот, например, опять о любви: "Возлюбленные! не всякому духу верьте, но испытывайте духов, от Бога ли они, потому что много лжепророков появилось в мире". А мы часто наши чувства, пристрастия, внешние впечатления принимаем за истину, потому что верим себе. Но мы люди греховные, поэтому нам нельзя верить ни своим чувствам, ни своему разуму, ни своему какому‑то опыту – ничему своему, потому что это все глубоко испорчено, – иначе мы обязательно попадем в беду. И очень многие так прельщаются. Человек не знает, что такое любовь, и принимает за нее какие‑то внешние проявления, какие‑то знаки. Поэтому Иоанн Богослов говорит: "Испытывайте духов, от Бога ли они". Есть ли это дух любви? Любовь всегда проявляется в духе кротости, смирения, терпения, скромности, а если нет этого, если человек проявляет какую‑то экспансию, пытается другого заставить что‑то делать – значит, уже что‑то не то. Читать далее...
Сейчас о человеке, который место уступил в автобусе, или милиционере, который кого‑то схватил, кого‑то спас, уже в газетах пишут. Хотя что тут особенного? Работа такая. А нет, пишут, потому что обычно человек ни во что не вмешивается и ему дела никакого нет до других, а тут вот один нашелся, который кого‑то защитил. И это воистину подвиг. Любой человек на любом месте сейчас, в наше время, совершая то, что от него жизнью требуется, будет поставлен перед Богом очень высоко. Потому что весь мир этот безбожный настолько давит, что выдержать его давление и остаться христианином очень трудно. Читать далее...
Любой грешник, как бы глубоко он ни пал, в какие дебри греха ни залез, в любой момент, если захочет, может начать молиться Богу, начать трудиться над своей душой и встать на этот путь, по которому Богородица его проведет ко спасению. Спасению от греха, спасению от мук совести, если она еще осталась, потому что некоторые люди свою совесть сжигают так, как можно выжечь глаз. Если у человека катаракта или близорукость, это можно исправить очками или хирургической операцией. Но если взять и выжечь глаз каленым железом, то с ним уже ничего не сделаешь. Вот так и совесть: ее можно загнать в угол, ею можно не пользоваться, она может спать – но в таком случае она еще способна пробудиться. А если человек сжег совесть совсем, то он становится живым воплощением демонских сил, он творит зло и во зле ищет оправдание и цель своей жизни. Это говорит о том, что безнаказанно грешить нельзя, каждое греховное слово, каждая греховная мысль, я уже не говорю о деле, сквернит и поганит нашу бессмертную душу. Поэтому так долог и труден путь восхождения, когда мы все‑таки к Богу обратимся и нам станет совестно тех дел, которые мы совершаем тайно от всех. Читать далее...
Сейчас о человеке, который место уступил в автобусе, или милиционере, который кого‑то схватил, кого‑то спас, уже в газетах пишут. Хотя что тут особенного? Работа такая. А нет, пишут, потому что обычно человек ни во что не вмешивается и ему дела никакого нет до других, а тут вот один нашелся, который кого‑то защитил. И это воистину подвиг. Любой человек на любом месте сейчас, в наше время, совершая то, что от него жизнью требуется, будет поставлен перед Богом очень высоко. Потому что весь мир этот безбожный настолько давит, что выдержать его давление и остаться христианином очень трудно. Читать далее...
Любой грешник, как бы глубоко он ни пал, в какие дебри греха ни залез, в любой момент, если захочет, может начать молиться Богу, начать трудиться над своей душой и встать на этот путь, по которому Богородица его проведет ко спасению. Спасению от греха, спасению от мук совести, если она еще осталась, потому что некоторые люди свою совесть сжигают так, как можно выжечь глаз. Если у человека катаракта или близорукость, это можно исправить очками или хирургической операцией. Но если взять и выжечь глаз каленым железом, то с ним уже ничего не сделаешь. Вот так и совесть: ее можно загнать в угол, ею можно не пользоваться, она может спать – но в таком случае она еще способна пробудиться. А если человек сжег совесть совсем, то он становится живым воплощением демонских сил, он творит зло и во зле ищет оправдание и цель своей жизни. Это говорит о том, что безнаказанно грешить нельзя, каждое греховное слово, каждая греховная мысль, я уже не говорю о деле, сквернит и поганит нашу бессмертную душу. Поэтому так долог и труден путь восхождения, когда мы все‑таки к Богу обратимся и нам станет совестно тех дел, которые мы совершаем тайно от всех. Читать далее...
Ребенка обмануть нельзя: сколько его по головке ни гладь, он всегда прекрасно чувствует, искренне это или нет. Какой ему учитель нравится? Тот, который любит. А тот, который не любит, даже если он очень умный, деткам не нравится, и предмет его не нравится. Любовь должна быть, без нее ничего не достигнешь. А чтобы ее приобрести, надо сначала делать дела любви, потом и она появится постепенно‑постепенно. Читать далее...
Вот перед нами в центре храма лежит Крест, украшенный цветами. Он очень красив, этот Крест, а на нем - истекающий кровью Христос Спаситель. В христианстве ничто не поддается простой логике, а наоборот, как говорят философы, все антиномично. Например, Бог Троица и Бог един - как это возможно? Понять этого нельзя, можно это только созерцать, можно к этому приобщиться через духовный опыт. Любой догмат Православия нельзя просто логически объяснить, вычислить, просчитать, он выше чисто практического понимания. И в Кресте Господнем заключена такая же тайна. Читать далее...
Все люди рождаются из утробы матери одинаковыми, способными и на любовь, и на грех. И в каждом человеке с самого детства происходит борьба. Любовь всегда направлена вовне, но в искаженной грехом человеческой природе она обращена внутрь. И если не происходит в человеке этого переворота, который называется покаянием, то все силы любви, все способности его души так и остаются направленными на самого себя, что с точки зрения Царствия Небесного есть погибель. В этом-то и заключается человеческая смерть: Бог любовь излучает, а человек, противящийся Богу, направляет ее на себя. Поэтому человек, который хочет жить с Богом, обязательно должен научиться излучать любовь вовне, а для этого нужно преодолеть свою падшую природу, то есть нужна обязательно борьба, нужно всего себя перевернуть. Читать далее...
Когда человек проявляет любовь только к себе, это не есть, собственно, любовь - это эгоизм, антилюбовь. Все наши беды, все наши непонимания, все наши грехи происходят только оттого, что мы не способны на любовь, и цель духовной жизни - как раз этому научиться. Научиться же можно только так, как Господь говорит: огонь принес Я на землю, и как бы Я хотел, чтобы он уже загорелся,- Он говорит как раз об этой Божественной любви. Человек, пока не встретится в жизни с любовью настоящей, истинной, не может понять, что это такое. Любовь (не хочется это слово говорить, но оно наиболее понятно для нашего слуха) как эстафета, она так и передается: от Христа к апостолам. Он их научил любви - и они из людей малодушных, боязливых вдруг превратились в бесстрашных львов, которые не только с охотой пошли на смерть, но и проявляли чудеса храбрости ради этой любви. Когда апостола Петра приговорили к распятию, он попросил палачей: пожалуйста, распните меня вверх ногами, потому что я человек грешный, и я не могу распяться так, как мой Учитель. Вот такая у него была любовь и смирение. Его приговорили к смерти, чудовищной, страшной, очень болезненной, но он думал не о себе - больно ему будет висеть или не больно,- он думал только о том, как бы ему не вознестись слишком высоко, не дерзнуть быть в этом похожим на Спасителя и поэтому попросил прибить его вверх ногами. Вот такая любовь, которая нашему сознанию недоступна. Нам кажется, что это сказка, потому что мы никогда еще в своей жизни не совершали таких благородных поступков. Это естественно - каждый судит по себе. Человек, который сам способен к воровству, всех подозревает в воровстве. А тому, кто способен на благородный поступок, на любовь, ему уже в ту степень, на которую он сам способен, понятно это и в других. Читать далее...
Неверие в явление в мир Спасителя зависит не оттого, что нас папа с мамой не научили или нам бабушка не рассказала,- не от этого. Оно связано именно с грехом: чем больше грех, тем больше неверие. Любого самого верующего человека возьми и устрой ему, как дьявол обычно устрояет, всякие ловушки, всякие ухищрения, чтобы заставить его грешить,- и он веру сразу потеряет. Многие мамы удивляются: почему ребенок до пятнадцати лет в церковь ходил, и радовался, и молился, а потом вдруг - раз, и резко все оборвалось, и его уже не затащишь. С чем это связано? Именно с тем, что "от юности моея мнози борют меня страсти", то есть с грехом. Читать далее...
"Заповеди: не прелюбодействуй, не убивай, не кради, не лжесвидетельствуй, не пожелай чужого и все другие заключаются в сем слове: люби ближнего твоего, как самого себя. Любовь не делает ближнему зла; итак любовь есть исполнение закона. Так поступайте, зная время, что наступил уже час пробудиться нам от сна",- пишет апостол Павел в Послании к Римлянам, которое мы сегодня читали. От какого сна? От сна греховного, лени нашей духовной. Живем как живется, и нет никакого желания скинуть с себя груз грехов. Ничего не делаем, палец о палец не ударяем, не прилагаем хотя бы маленького усилия, чтобы что-то изменить в своей душе. Конечно, сам человек не может свою душу изменить, что-то в ней поправить. Ни один механизм сам себя не может починить, обязательно нужна внешняя сила, нужен тот, кто сам этот механизм создал и может его починить, потому что знает, как он устроен. Так же и нас исправить может один Бог. И Он готов нас исправить, готов спасти от греха, для этого Он и на землю пришел. Читать далее...
И в эту пустыню пришел проповедовать Иоанн Предтеча. Проповедь его заключалась, собственно, в одной главной идее: "Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное". И хотя проповедовал он за Иорданом, но его голос звучит и сейчас. Любой, кто хочет прийти к Богу, может прийти только через принятие этого возгласа Иоанна: "Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное". Если человек говорит: я не верую, или говорит: я почти не верую, или: я плохо верую - это утверждение тождественно утверждению: я страшный грешник, я большой грешник, я жуткий грешник. Это абсолютно равнозначно, потому что не видеть Бога можно только в силу погруженности в грех. Читать далее...
Любовь заключается в проявлении смирения перед тем, кого ты любишь. Очень легко это можно увидеть в отношениях матери и дитя. Вот маленькое дитя, неразумное еще, грудной ребенок, лежит, ему что-то неудобно, и он начинает плакать. А мать, хоть ей, может быть, и спать хочется, и она устала,- она же на него не бросается с кулаками, не кричит: "Замолчи!" Потому что все равно бесполезно: ему восемь месяцев, разве он понимает? Ему хоть по-русски, хоть по-английски говори, он не понимает. И мать смиряется, она терпит, она бывает к нему снисходительна. Хотя дитя ей доставляет массу неудобств, но тем не менее она его не уничижает, не бранит, а старается укачать, старается его как-то умилостивить, ублаготворить, чтобы он притих. "Чем бы дитя ни тешилось, лишь бы не плакало" - так и говорят. Читать далее...
Любовь - это когда один человек ради другого чем-то поступается. Вот я сижу удобно, мне хорошо, а рядом сидит человек, которому неудобно и не так хорошо. Что такое любовь? Любовь - это когда я встаю и говорю: "Сядь, здесь тебе будет удобно, а я сяду на твое место, пусть мне будет неудобно". Или, допустим, я пришел в храм, увидел икону и захотел поставить свечу, а к свечному ящику из-за народа не пройти. И я думаю: надо рубль передать, и мне сюда передадут свечку. Свечку поставить - это хорошо, и церкви доход, и моя жертва Богу. Но с другой стороны, девяносто человек я отвлеку от молитвы. Хорошо это или плохо? Нет, уж лучше я эту свечу не поставлю, то есть подумаю прежде всего не о себе, а о других: люди стоят, люди молятся, им никакого дела, собственно, не должно быть до моих внутренних забот, уж лучше я приду в другой день поставлю. Читать далее...
Бог хочет, чтобы человек устремился к Нему сам, потому что Бог есть любовь и Он хочет только любви. А любовь выражается в том, что любящий всегда хочет пребывать вместе с любимым, хочет жить с ним одной жизнью. И если человек возжелает Бога, то и Бог также возжелает быть с этим человеком. Любовь истинная может быть только взаимной, потому что, когда любовь не взаимна, она не может развиваться, а любовь - это всегда и познание. Можно взять любую область человеческого бытия, не говоря уже об отношениях человеческой души с Богом,- и мы увидим, что везде это присутствует. Чем больше человек любит химию, тем больше химия перед ним раскрывается. Чем больше любит музыку, больше ею занимается, больше устремляется, тем больше ему открывается в ней бездонной красоты. Чем больше человек со своими детьми занимается, трудится над их воспитанием, старается им добрый пример показать, тем больше ему эти дети потом добром отплатят. Чем больше он в землю вложит труда, тем больше получит урожай. И так во всем, во всем, во всем. Читать далее...
И если в нас чуточку хотя бы этого будет, то на эту чуточку мы и сподобимся Царствия Небесного. Господь нам даст только то, что мы сами захотим. Как это ни парадоксально звучит, но Царствие Небесное получают все желающие. Кто на земле от Адама до сегодняшнего дня желает Царствия Небесного, все это желание осуществят. И в ту меру, в какую человек желает Царствия Небесного, в ту меру он его и получает. Только это желание должно идти из самой глубины души. И тут все честно, потому что Бога нельзя обмануть. Любовь нельзя никак изобразить. И насколько любишь Бога, настолько и будешь близок к Нему. Аминь. Читать далее...
Любого человека, убежденного в любой идее, очень просто сломить: не дать ему спать, не дать ему есть, выбить зубы, поместить в холодный карцер, а еще пригрозить, что его в сумасшедший дом посадят,- и он все подпишет, оговорит кого угодно, на всех показания даст, любую ложь признает, в какую и поверить трудно. Почему? Потому что никакая идея не дает человеку силы противостоять злу. Эту силу может дать только Бог. И апостолы потому и являются свидетелями, что они даже перед лицом смерти, перед страшными, жуткими совершенно мучениями - апостола Петра на кресте распяли вниз головой, апостола Андрея тоже распяли на кресте, растянув ему руки и ноги, с одного содрали кожу, другого в кипящее масло кидали,- тем не менее они в истине устояли. Вот поэтому Господь говорит: вы будете Мне свидетелями. И благодаря их свидетельству и мы с вами веруем, и до нас веровали еще миллионы людей, и сейчас веруют миллиарды. Но поверить в это зависит от свойства сердца человека: кто от Бога, тот воспримет, кто не от Бога, тот не воспримет. Читать далее...
Господь сказал: первая заповедь — возлюби Бога своего всею душою своей, всем умом своим, всею крепостию, всем своим существом. Мы все должны устремляться к Богу, а мы к Богу равнодушны. Вот мама умерла — мы плачем, папа умер — плачем, сыночек, не дай Бог, умер — вообще убиваемся. А то, что душа наша в аду пребывает, то, что мы Бога не знаем, не знаем еще, что такое Дух Святой, об этом мы не плачем, не убиваемся. Но по покойникам-то плакать, оказывается, грех. Не положено по покойникам плакать, это не православный подход, это нехорошо. Некоторые нарочно напоказ стараются кричать, чтобы люди сказали: о, как она маму любит. А любовь-то не в этом выражается. Любовь выражается в том, что родителей надо чтить при жизни, помогать им. А то мама где-то там жила неизвестно где, а потом умерла — и начинают слезы лить. О чем же лить? Тогда расставались на месяцы, не виделись — и теперь расстались на некоторое время. Какое же тут горе? Читать далее...
Любовь попаляет грехи в сердце человека. Всякий грех, которые мы с вами совершаем, воздвигает между нами и Богом стену. Вот некоторые люди говорят: никакого Бога нет, мы в Него не веруем. Почему так? Не потому, что их никто вере не научил; не потому, что они каких-то книг не прочли. Таким людям можно и книги давать, и кино показать, перед ними можно и чудо совершить, хоть мертвого воскресить — но с ними ничего не произойдет, потому что Бога человек видит сердцем. И если сердце его погружено в грех, он ничего не увидит. Когда мы ныряем в мутную воду и открываем глаза, там увидеть ничего нельзя. Только в прозрачной воде видно: вот камушки, рыбки плавают, водоросли какие-то на дне. Так и Бога узреть может только чистый сердцем. Поэтому большинство людей неверующие не потому, что их не научили, а потому, что они живут нечестиво; их сердце наполнено грехом, поэтому они не чувствуют Бога. А когда сердце свободно от греха, любой человек, даже если ему не рассказывать ничего о Боге, обязательно будет Его чувствовать. Это неизбежно. Читать далее...
Поэтому кто в своей жизни этот выбор сделал: с Богом,— тот и достигает Царствия Небесного. А кто хочет себе удовольствия в этой жизни доставить, тот напрасно в церковь ходит, лучше бы шел домой, телевизор бы смотрел, нам бы здесь было попросторней. Такие люди — только балласт, они только мешают, они создают тяжесть в молитве, потому что каждый приносит в храм свой дух. «Если свет, который в тебе, тьма, то какова же тьма?» Поэтому нам нужно стараться, особенно идя в храм, все житейское помышление отложить, как мы будем сейчас петь на Херувимской. Любой человек, думающий в храме о чем-то постороннем, является врагом общей молитвы. Это всегда чувствуешь, это вносит диссонанс. Именно поэтому в древней Церкви те, кто не причащался на литургии, выходили из храма. Раз тебя отлучили от причастия, раз ты не знаешь, что это такое, не подготовился к причастию, то постой там, за дверьми. «Двери, двери, премудростию вонмем». И двери закрываются. Остаются с Богом наедине только те, которым действительно Бог нужен, которые хотят с Ним соединиться, которые хотят быть со всеми в мире, которые хотят исполнять Его заповеди. Читать далее...
Что самое страшное для современного человека? Это смерть. И когда он сталкивается со смертью, то ужасается. А для человека духовного, который соединился с Духом Божиим, смерти нет. Потому что вот душа в теле, а вот эта душа вышла из тела. И что? Человек же жив, он есть, он существует. Какая трагедия? Что вышел из своего тела в двадцать шесть лет, а не в шестьдесят два? А разве это принципиальная разница? Любое конечное число по сравнению с бесконечностью есть бесконечно малая величина, поэтому двадцать лет или сто — это неважно. Раз уж Бог так распорядился, то человек это принимает, потому что он обращен туда, и он знает, что он может молиться за умершего, может продолжать с ним общение. Читать далее...
Вот такая беда с нами случилась. Поэтому нам надо обязательно стараться все время предпринимать труд, все время прорываться, как сквозь густой кустарник, к Богу, все время к Богу взывать: Господи, помоги! Господи, сохрани! Господи, прости! Все время стараться молиться как можно сосредоточеннее, к людям стараться относиться с любовью, помня, что все мы грешники, все больные, все мы в лазарете находимся, и никто нам не может помочь: все такие же несчастные, издерганные, нервные. Поэтому нужно ко всем относиться со снисхождением, с терпением, а не стремиться от всего отгородиться и себе какую-то жизнь более-менее спокойную устроить. Это бесполезно, этого никогда не будет: хвост вытащишь — нос увязнет; нос вытащишь — хвост увязнет. Только ремонт в квартире закончили — муж заболел; муж только на ноги встал — сын запил; только очухался, пропился — дочь затеяла с мужем разводиться, внук глаз себе подбил. И так все время. Мы всё думаем: вот сейчас будет покой, вот завтра... Все время в «светлое будущее» обращаемся, все время живем будущим: вот будем, вот получим, купим, достанем. Дьявол нас водит, как осла водят: берут удочку и под нос ему морковку, и он за ней идет, а морковка-то не приближается. Вот так же и мы, потому что дьявол только манит грехом, но грех никогда не даст радости человеку, это всегда обман. На вид-то он сладок, а потом раскаяние, потом на душе тяжесть, гадость. Любой грех нас мучит. Поэтому и называется «страсть», то есть страдание. Читать далее...
Любой человек Евангелие почитает, скажет: прекрасная книга; вот если бы люди так жили! Поэтому кто-то должен показать, как это исполнить, явить пример. А мы этого не можем. Вот ты говоришь, что веруешь в Бога, а тогда чего же ты орешь? Нигде не написано, что Христос кричал. Это даже невозможно себе представить. Или Иоанн Богослов — чтобы он на кого-то кричал, топал ногами, ругался. Как это вообще возможно? Как христианин может так себя вести?! А у нас это сплошь и рядом, и даже за грех не считаем. Никакого даже желания исправиться хотя бы в чем-то на секундочку. Так и живем в грехе. И каждый грех — как дерево, он все растет, растет, растет, уже в душе такая чаща. Как их вырывать, эти грехи? Тут уже бензопила нужна, чтобы все это расчистить. Поэтому и приходится терпеть: то какое-то горе, то болезнь, то с работы выгонят. Тогда сразу: ой, Господи, помоги! То ходил прямо, а тут сразу притих, понимает: куда же деваться? Наконец-то Господь его тронул. А для чего Господь это делает? Чтобы нас спасти, вразумить, чтобы мы опомнились. Читать далее...
5. Любовь, заполняющая все сердце – это плод молитвы Читать далее...
96. Удерживать в сердце непрестанную молитву – это вспашка сердца; совершать молитву с покаянием – это посев; молитва со смирением и страхом Божиим – это всходы; а Любовь, заполняющая все сердце – это плод молитвы, добрый, преизобильный, совершенный. Читать далее...
11. Есть рабство мирской привязанности и Свобода небесной Любви; земная привязанность расчитывает только на свои силы, а Любовь молитвой преодолевает всякую привязанность и открывает души Небеса. Читать далее...
19. Ненависть порождает все противоречия в мире и только Любовь, которая не от мира сего, все примиряет. Читать далее...
99.Если глубоко осознаешь, что богатство – это грязь, власть – это отрава, чины и должности – это пыль, то сможешь познать Любовь Божию, которая ожидает тебя. Читать далее...
108.Отсечешь помысл – соединишься с Богом, и Он укрепит тебя Смирением, Милосердием и Любовью. Читать далее...
125.Зло разъединяет ум на помыслы, а Любовь объединяет его для познания Бога, делая ум цельным и собранным. Читать далее...
51. Когда ум лишится всякого вида и образа, он станет простым, уподобится Любви и сам претворится в Любовь. Читать далее...
62. Покаяние – это обновление ума, Спасение – это преображение ума и Свобода – это соединение ума с нетварной Любовью... Читать далее...
66. Береги зрение и чувства, - сбережешь жизнь. Береги чистоту Любви – и сбережешь Любовь. Читать далее...
114.  Любовь к Богу без всякого сопротивления объединяет и умиротворяет души людей и приводит их к вечному Спасению. Читать далее...
123. Здоровый глаз не терпит даже мельчайшей соринки, а истинная Любовь не терпит даже малейшего греха. Читать далее...
124.  В истинной Любви есть только Любовь, и в Ее безпредельных просторах, и в Ее сокровенных глубинах. Читать далее...
126.  Людей, любящих друг друга – не сосчитать, но знающих, что такое Любовь – встретить можно очень редко. Читать далее...
153. Неуничтожимая вечная жизнь – это Любовь, и из нее – вера наша, неодолимая для зла, превосходящая тленный мир, и побеждающая всякий грех, который есть смерть. Но во Христе нет греха, поэтому в Нем нет и смерти. Читать далее...
44.Послушный, не жалея себя, преодолевает свои немощи и обретает Любовь к Богу и ближним; непослушный изо всех сил оберегает себя и находит лишь разочарование и усталость от жизни. Читать далее...
46.Послушник – это тот, кто учится любить, чтобы научиться молиться и находит и Любовь и молитву; непослушный хочет молиться, но не хочет любить, и не находит ни того, ни другого. Читать далее...
70.Послушник – это тот, кто тянется к Свету Пресвятой Троицы, ведомый Любовью к Старцу; непослушный устремляется во тьму земных стяжаний, предполагая, что она – свет, ведомый своими помыслами. Читать далее...
89.Послушник – это тот, кто весь отдается Любви к Старцу и людям, никогда не истощаясь в Ней, ибо послушание и есть неистощимая Любовь; непослушный только берет, ибо не знает, что такое отдавать, предпочитая не расходовать самого себя. Читать далее...
107.Тот, кто следует послушанию – привлекается Любовью ко Христу, Которого послушник находит в своем Старце; тот, кто следует своей воле – привязывается к материальным вещам и в них хоронит свое сердце. Читать далее...
Истинная Любовь Читать далее...
136.Истинное послушание – это истиная Любовь, истинная дружба и истинное духовное родство; ложное послушание – взаимная выгода и расчет. Читать далее...
137.Истинное послушание, как и истинная Любовь – неуязвимо, оно только становится крепче в трудностях; ложное послушание – это взаимное разочарование. Читать далее...
143.Истинного Старца никто не в силах обидеть и Любовь его не может уменьшиться; ложный старец – это ложное подобие любви. Читать далее...
5. Нигде и никогда не найдешь ничего лучше смирения, ибо смирение – это Любовь Христова. Читать далее...
11. Только смирение приближает нас к таинству молчания, за которым открывается душе нескончаемая Любовь. Читать далее...
2. Тот, кто смиряется, приобретает Любовь, а тот, кто тщеславится, привлекает к себе ненависть. Читать далее...
5. Истинная Любовь преклоняет Небеса, но этот мир не вмещает Ее, ибо Она есть истинное смирение. Читать далее...
18.Если ты любишь Бога и ближнего, ты захочешь умереть за эту Любовь. Читать далее...
70. Истинная Любовь никогда не может стать не-Любовью, ибо измениться не может. Читать далее...
83. Любовь ко Христу – это вечная Свобода, в которой нет никакого насилия. Читать далее...
85. Свобода человека состоит в том, что он не должен быть порабощен ни одним помыслом и ни одной страстью, чтобы стяжать Любовь ко Христу. Читать далее...
3.Только в смирении нет усталости, ибо смирение не знает ее, потому что питается Любовью и само есть Любовь и Спасение. Читать далее...
5.Телесная любовь не может быть истинной Любовью, но есть всего лишь телесная привязанность, ослепляющая  ум и порабощающая его. Читать далее...
Любовь Божия любит всех людей Читать далее...
109.Хорошо быть добрым человеком, но заставлять других людей быть добрыми – невозможно; так и тот, кто имеет в себе Любовь Божию, любит всех людей, но заставить их любить друг друга – он не может. Читать далее...
110.Искусный оратор привлекает оюдей словами, а тот, кто имеет в себе Любовь – привлекает сердца людей своим примером. Читать далее...
119.Если ты просишь дар Любви у Христа – не бойся подтверждать эту Любовь своими самоотверженными делами, когда Христос испытывает твое самоотвержение. Читать далее...
138.Чистое сердце, познавшее Непознаваемое и вместившее Невмещаемое, не имеет страха человеческого, но имеет страх Божий, который претворяется в нем в непреходящую Любовь. Читать далее...
151.Монах, сумей обрести истинный монашеский образ жизни – войди в себя самого, научись жить в себе самом, всем сердцем устремись к просвещению ума благодатью, а то тех пор не считай, что живешь по Христу и имеешь духовную Любовь, ибо твоя прямая обязанность – всецело оставить все чувственное и умственное и соединиться с Тем, Кто один может источить в твое сердце Истинную Любовь и Непреходящую Жизнь, Кто Сам есть Любовь – Господь и Бог наш Иисус Христос. Читать далее...
Божественная Любовь – может быть только детской Читать далее...
1.Божественная Любовь - это созерцание Бога; созерцание Бога - это Божественная Любовь. Читать далее..

Комментариев нет:

Отправить комментарий