понедельник, 4 февраля 2013 г.

Покаяние

Почему молодые люди пятнадцати-шестнадцати лет безумно раздражают людей лет шестидесяти-семидесяти? Вот идет молодой человек, джинсики на нем, кроссовочки, шапочка лыжная - и человек пожилой при виде его начинает раздражаться, все в нем ему не нравится. Причина в том, что эти люди принадлежат разному времени, а у каждого времени свой дух, и дух иного времени приходит в несоответствие с духом времени прошлого. А каждое несоответствие - это мука. Если у тебя размер ноги сорок первый, то попробуй надеть тридцать шестой. Пока будешь надевать, испытаешь муку: там трет, здесь жмет. То же самое бывает и с людьми, то есть оказывается, что мир нашей души, ее благополучие, покой, тишина зависят от духов, которые в душе поселяются. От этого зависит то, как мы себя чувствуем душевно. Потому бесноватый и мучился, подходя ко Христу, что сам-то он был носителем духа тьмы, причем не одного, а многих, имя им было легион, то есть несколько тысяч бесов находилось в его душе, а перед ним - Сын Божий, воплощение благодати, Дух противоположный. Читать далее...
Имение истинное - это есть любовь, мир, кротость, воздержание, терпение, целомудрие, вера, благость. Вот умирает человек кроткий - кротость с ним остается, и смирение его с ним остается, и любовь. Все, что он набрал духовного, все идет с ним в Царствие Небесное. А если у тебя одни страсти, то ты несешь с собой муку, страшную муку. Потому что эти стремления, желания - они будут тебя раздирать на части. Пока мы здесь живем, мы можем удовлетворять какие-то желания, и то не всегда. Вот недавно я в больнице полежал, понаблюдал: человека положи на койку на две недели, лиши каких-то утешений, ну даже телевизора - там, в коридоре, телевизор смотрят, а он не смотрит - и он уже мучается. А один так мне и сказал: как это можно жить без телевизора? Единственная надежда, что пройдет месяц-другой, его выпишут, и начнется обычная жизнь. Но человек не понимает, что, когда он умрет, он в аналогичную "больницу" будет уже помещен навечно, и оттуда уже никуда не выпишут, он будет навсегда лишен радио, телевизора, книги, жены - всего. Мука смертная. Читать далее...
Господь, прежде чем прийти на землю, явить Себя миру, послал в мир Иоанна Крестителя, и он проповедовал народу, говорил: "Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное". Небесное Царство тогда только приблизилось, оно только-только начало жить на земле, только-только слово Божие зазвучало, а сейчас оно уже две тысячи лет на земле живет, живое, реальное Царствие Божие - вот оно здесь, в храме. Только мы этого не видим, потому что у нас нету веры, потому что наши глаза закрыты, мы не чувствуем, мы не понимаем, мы не видим, что среди нас реально живой Христос присутствует Своим Духом и Своим Телом и мы Его приобщаемся. На самом деле то, что происходит здесь, в храме, на Божественной литургии, в духовном плане ничем не отличается от того, что происходит на небесах, у престола Божия. Но мы стоим как посторонние, часто совершенно бездумно, не осознавая, что Господь рядом. Читать далее...
Господь условием исцеления или условием спасения всегда ставил веру, всегда говорил: а веруешь ли ты в Сына Божия? - и после этого совершал очередное Свое чудо. Что же нам необходимо, чтобы с нами это чудо произошло? Ответ на это дает Иоанн Предтеча: "Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное". Если мы хотим приблизиться к Царствию Небесному, узреть Сына Божия, все-таки понять, куда нам идти, в какую сторону, то надо нам обязательно покаяться во всех своих грехах. Многие это понимают буквально: покаяться - значит все свои грехи вспомнить, скрупулезно в списочек занести, сообщить на исповеди. Нет, это не есть покаяние, это всего лишь, можно сказать, исследование своих грехов. А покаяние - это переворот. Дословный перевод слова "покаяние" - поворот мыслей, их изменение. Покаяться значит измениться, то есть осознать свою глубокую греховность, возненавидеть ту жизнь, которой мы живем, такую безбожную, унылую, без созерцания Бога, погруженную в грех, вот эту скучную, унылую жизнь, устроенную нам бесами, с которыми мы все в большой дружбе,- и изо всех сил возжелать Царствия Небесного, возжелать стать наследниками Царствия Христова. Читать далее...
И вот если мы хотим пройти подвигом христианским, хотим достичь Царствия Небесного, хотим получить венец правды, который обещан нам Самим Богом через апостола Павла, мы должны возлюбить явление Христа Спасителя в мир, то явление, которое мы празднуем начиная с Рождества и кончая отданием Богоявления. Весь этот праздник Богоявления, который разделен сейчас литургически на два, на самом деле имеет один смысл: явление в мир Спасителя Христа - явление, которое нужно нам возлюбить, то есть принять всем сердцем, чтобы все помыслы нашей души, все стремление было к Нему, к пришедшему во плоти Сыну Божию. Но этому мешает грех - наш самый страшный враг, который не дает нам Богоявление усвоить. Поэтому все силы души надо нам употребить на покаяние. "Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное". Читать далее...
Покаяние должно быть постоянное и глубокое - в этом и заключается тайна жизни святых. Вот вроде бы они святы, а зачем же они такие подвиги тяжелые несли, зачем они постились постоянно, зачем они слезы проливали? О чем проливать слезы таким людям, как Сергий Радонежский, Серафим Саровский, Ефрем Сирин? Они чудеса творили, молитвой людей воскрешали, что же им плакать? Дело в том, что чем ближе человек к Богу, тем он больше видит свое недостоинство, свое падшее состояние, тем больше он видит свою отчужденность от Бога, тем больше видит, как действует в нем грех,- и у него на душе скорбь. А если этой скорби нету, если человек не чувствует себя глубоко виновным перед Богом, это говорит о бесстыдстве человека, о том, что он полностью погрузился в грех. И от этого страшного, бесстыдного состояния освободиться можно только покаянием. Читать далее...
А что такое каяться? Это не значит: вот пью, самогон варю - грешен. А завтра опять пьет и самогон варит. Разве это покаяние? Нет. Покаяние - это: Господи, я осознал, Господи, я больше так не буду. И все - все разломал, все вылил в унитаз и забыл. Покаяние - это обязательно изменение. Если я понял, что ем, как свинья,- все, с сегодняшнего дня буду "Отче наш" хотя бы перед едой читать. Ведь я что ем? Картошечку ем, хлебушек ем, огурчики, некоторые даже рыбку едят. А ты рыбку сделал? Вот дадут тебе всю таблицу Менделеева - сделай рыбку. Сможешь? Или дадут мешок крахмала, мешок того-сего - попробуй слепи картошку. Кто тебе эту картошку дал? Бог. Ты даже ее не вырастил, это дядя вырастил, тетя привезла, другой дядя купил, и ты вот ешь. Это же Бог тебя питает. Вот солнышко сейчас зашло за тучку, а представим себе, если такая погодка будет до августа. И что мы будем кушать? Да ничего, мы все с голоду помрем, и ни самолеты, ни космические корабли - ничто нам не поможет. Читать далее...
И в эту пустыню пришел проповедовать Иоанн Предтеча. Проповедь его заключалась, собственно, в одной главной идее: "Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное". И хотя проповедовал он за Иорданом, но его голос звучит и сейчас. Любой, кто хочет прийти к Богу, может прийти только через принятие этого возгласа Иоанна: "Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное". Если человек говорит: я не верую, или говорит: я почти не верую, или: я плохо верую - это утверждение тождественно утверждению: я страшный грешник, я большой грешник, я жуткий грешник. Это абсолютно равнозначно, потому что не видеть Бога можно только в силу погруженности в грех. Читать далее...
И нам надо глубоко об этом задуматься. Не только во время родительской субботы, а почаще стараться размышлять о смерти, особенно о своей. Каждая душа человеческая после смерти пребывает в той обители, которой она сподобилась в результате своей жизни. Что заслужил, то и получаешь. Поэтому от того, как мы здесь живем, зависит наша участь там. Есть такое понятие: Страшный суд. Все об этом слышали, любой школьник, любой журналист это знает. А что такое Страшный суд, почему он будет, от чего это зависит? Это зависит от того, как люди на земле молятся. Пока есть еще святые угодники Божии, которые молятся за весь мир, мир стоит. Таких угодников Божиих очень мало, меньше, чем пальцев на обеих руках, но их молитва сдерживает гнев Божий, который мы своей жизнью заслужили — и мы сами это понимаем. Читать далее...
Большинство людей думают, что достаточно веру иметь в душе, и хватит. Но вот человек пришел в храм, и ему сказали, что в храм нужно ходить каждое воскресенье. Пока ты не знал, ты имел извинение в своем грехе. А теперь ты знаешь и, когда пропускаешь воскресную службу, значит, ты грешишь сознательно. Одно дело, человек шел, поскользнулся, оперся на стекло и выдавил. Это один поступок. Другой поступок, когда человек берет камень и бьет это стекло нарочно. Ответственность разная. Даже в суде: умышленное убийство — один срок, неумышленное, случайное убийство — совсем другой, гораздо меньше. Тоже убил человека, тоже плохо, тоже жалко, но все-таки это случайность, оплошность или халатность, а не намеренное же убийство. Читать далее...
«А живущий по духу — о духовном. Помышления плотские суть смерть, а помышления духовные — жизнь и мир, потому что плотские помышления суть вражда против Бога; ибо закону Божию не покоряются, да и не могут». Почему не могут? Потому что превратились в животных. Это все равно что собачку убеждать: веди себя хорошо. Плотского человека можно только ограничить законом: вот это переступил — тюрьма; вот это — расстрел; на работу опоздал на десять минут — премии лишу. А говорить о совести совершенно бесполезно. Пока человек не станет духовным существом, пока Духа Божия не будет в нем, о какой совести может идти речь? Поэтому апостол Павел и говорит: «не могут». Потому что когда дух уходит от человека, то происходит распад. А почему «вражда против Бога»? Почему «помышления плотские суть смерть»? Да очень просто: потому что плоть наша через семьдесят, от силы восемьдесят лет умирает. Читать далее...
А если человек в Боге, тогда никакие эти суррогаты не нужны. Человек все воспринимает от Бога с полным доверием. Поэтому Господь и говорит: будьте как дети. Маленький ребенок полностью доверяет отцу и матери. Вот его подбрасывают вверх и ловят, а он не боится. Ему в голову не может прийти, что мать или отец его уронят. Если взрослого человека поднять на большую высоту и начать его вертеть, он испугается, а маленькому человеку даже в голову не приходит бояться, потому что он чувствует прикосновение рук отца или матери или еще какого-то родного человека и он полностью доверяет. Пока ребенок не вкусил зла, он доверчив, он еще не знает, что дяди бывают хорошие и плохие. Поэтому он уже начинает различать, кого-то бояться, кого-то не бояться, но изначала такого не было. Читать далее...
Что толку, если мы только фиксируем, называем свои грехи: грешен в этом, грешен в этом, грешен в этом? Это не есть покаяние, это есть только перечисление. Покаяние — это когда человек отторгает от себя грех, и тогда благодать Божия уничтожает его. Почему в Русской Православной Церкви возник обычай перед причастием обязательно исповедоваться? Потому что когда мы каемся, из своей души грех выносим, исповедуем — то есть из себя до конца поведаем,— то благодать Божия вне нашей души этот грех уничтожает. А если мы грех просто называем, то он так и остается с нами. А если грех остается у нас в душе, если мы не отторгаемся от него, тогда Божественный огонь попаляет нашу душу. Поэтому апостол Павел говорит: «оттого многие из вас немощны и больны и немало умирает». Потому что причащаемся недостойно, без покаяния. Читать далее...
Симеон Новый Богослов говорит таким: на земле-то ты причащаешься, а на Небе — нет. Не происходит у человека соединения с Богом. А если душа не может благодать Божию воспринять — значит, она исполнена грехом, а покаяния нет. Ведь только покаяние может дать нам возможность приблизиться к Богу. А покаяние — это не есть перечисление своих грехов. Покаяние — это изменение всего строя своей жизни, мыслей, сердца. Это значит дать Богу обещание с этого самого момента в том, в чем ты покаялся, исправить свою жизнь. Вот тогда причастие служит той животворящей силой, которая дает нам возможность грех победить. Если бы мы так действовали, тогда, конечно, исцеление происходило бы мгновенно, как оно произошло у кровоточивой женщины. И если бы она раньше додумалась обратиться к Богу: Господи, исцели! — она бы раньше и исцелилась. Но ей потребовалось двенадцать лет болезни и растрата всего имения. Сколько всего натерпелась! Читать далее...
4. Пока ты молчишь – имеешь молитву Читать далее...
71.Пока ты молчишь – имеешь молитву; стоит тебе заговорить – имеешь только слова. Читать далее...
72.Пока ты молишься – Бог живет в тебе; стоит тебе подумать о чем-либо другом – и в тебе остаются только твои помыслы. Читать далее...
9. Пока жив,  стремись вглубь своего сердца, туда, где течет живая вода Жизни, но знай, что ее таинственные глубины открываются только целомудренной и любящей Бога душе. Читать далее...
62.Пока ты в миру – ты окружен друзьями и родными, но когда на твоей могиле вырастет трава, где друзья? Где родные? Читать далее...
84.Пока успеешь понять, что такое мир – погибнешь от похоти; если будешь стремиться познать Бога – не умрешь никогда. Читать далее...
115.Пока человек не узнает, что такое мир – не узнает и того, почему от него следует убегать. Читать далее...
62. Покаяние – это обновление ума, Спасение – это преображение ума и Свобода – это соединение ума с нетварной Любовью... Читать далее...
48.Пока человек не поставит себе твердых жизненных принципов, основанных на Евангелии, он остается распущенным и неустойчивым в добре. Читать далее...
8.Покаяние – это всецелое изменение ума, приводящее его в состояние умиротворения и сближения с Богом и укрепление его в Божественной благодати. Читать далее...
36.Пока ты думаешь о Боге – Он рядом с тобой; но когда ты думаешь о мире, то твои духовные глаза закрываются и могут закрыться навечно, так и не увидев Бога. Читать далее...
125.Пока не отречешься от своей воли и своих желаний, до тех пор скорби будут стучаться в твое сердце, чтобы пробудить его из духовного сна. Читать далее...
133.Пока тело живо для страстей – душа мертва для духовной жизни; наведи порядок в помыслах непрестанным усилием к спасению – и духовная жизнь откликнется в тебе. Читать далее...
135.Покаяние к покаянию,  смирение к смирению, познание к познанию  –  так наполняется сердце благом и приготавливается к вселению в него Вечной и непреходящей Любви – Христа. Читать далее...
9.Покаяние – это начало Любви к Богу. Читать далее...
Пока человек борется за Любовь, он интересен Богу Читать далее...
88.Пока человек борется за Любовь, он интересен Богу. А если перестает бороться, – становится как несоленая соль. Читать далее...
Покажи, что ты собираешься провести мощную молитвенную атаку, и сразу увидишь, насколько силен противник. Узнав же о его намерениях, сможешь победить с помощью различных соответствующих моменту средств. Читать далее...
10 Покаяние – это начало освобождения от оков этого суетного мира, приближающее к нам Царство Небесное. Читать далее...
63 Пока человек не устанет от самого себя, – не образумится, а образумится лишь тогда, когда сотворит достойный плод покаяния. Читать далее...
83 Пока не подаришь последний рубль нищему, никогда не получишь в дар миллион, тем более – Царство Небесное. Читать далее...
39 Пока жизнь не прожита полностью, невозможно быть спокойным за нее. Читать далее...
62 Пока в жизни что-нибудь поймешь, много слез прольешь. Читать далее...
85 Покаяние – это есть пост сердца, стяжавшего умение жить «отложив всякую злобу и всякое коварство, и лицемерие, и зависть, и всякое злословие» (1 Пет. 2: 1). Читать далее...
78 Показное смирение не внушает доверия и есть скрытая гордость. Читать далее...
31 Пока не отдашь все, что имеешь, и всего себя людям, – не найдешь Счастья. Читать далее...
52 Пока ты узнаёшь, ты приобретаешь. Но как только ты остановишься, все потеряешь. Читать далее...
87 Пойми, что из всех слов, которые ты знаешь, всего лишь пять слов: «Господи Иисусе Христе, помилуй мя!» – принесут тебе Покаяние, Любовь и Спасение, «ибо нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись» (Деян. 4: 12). Читать далее...
63 Пока люди всю жизнь ищут утешений, Бог ищет людей, которые искали бы только Его. Читать далее...
30 Пока ты жив – борись за чистоту сердца; если не борешься, то чем ты отличаешься от мертвого? Читать далее...
66 Если в твой дом принесут грязь, не допытывайся, из какого она места, выброси ее сразу; если в твое сердце проникнут помыслы осуждения, не допытывайся, правы они или нет, – они только грязь. 67 Пока ты любишь Бога, ты растешь, и душа твоя расширяется, чтобы принять Его вместе с ближними, которые тоже участвуют в твоем росте. Читать далее...
99 Пока не растопчешь самого себя, не научишься любить Бога и людей. Читать далее...
99 Пока не растопчешь самого себя, не научишься любить Бога и людей. Читать далее...
8. Пока человек целомудрен, он остается Небесным человеком, без целомудрия он превращается в животное, поэтому монах учится хранить целомудрие даже ценой своей жизни. Читать далее...
Покаянные Гимны Читать далее...
1.2 Пока в сердце нет дурных мыслей, – нет и беды Читать далее...
Пока дом не заселен, – нет забот о ремонте, Читать далее...
Пока поле не засеяно, – нет забот об урожае, Читать далее...
Пока в пруду нет рыбы, – не видно и рыбаков, Читать далее...
Пока в сердце нет дурных мыслей, – нет и беды. Читать далее...
Человеку приснилось, что он смотрит в зеркало и не видит в нем себя. Проснувшись и вспомнив сон, он ужаснулся и поспешил к зеркалу. Увидев, как обычно, свое отражение, он удовлетворенно улыбнулся и сказал: «Пока нас двое, я живу». Слуга услыхал это и заметил: «Хозяин, а разве без зеркала вы не уверены, что живете?» Читать далее...
Пока собакам не бросят кость, они машут хвостами. Читать далее...
Пока человек не нашел себя, он еще только подобие человека. Читать далее...
Пока ищешь родник, Читать далее...
Пока сердце не приняло дурных мыслей Читать далее...
Пока в колодец не опустят ведро, Читать далее...
Пока не раздастся раскат грома, Читать далее...
Пока на снежной поляне не появятся следы, Читать далее...
Пока сердце не приняло дурных мыслей, Читать далее...
Пока не заглянешь в дупло, не верится, что дерево внутри полое, Читать далее...
Пока не зайдешь в пещеру, трудно представить, что в горах могут быть такие пустоты, Читать далее...
Пока не выплывешь на корабле в море, невозможно понять его истинные размеры, Читать далее...
Пока не войдешь в сердце, трудно догадаться о его глубине. Читать далее...
Сестра пригласила брата в гости и написала свой адрес: «Улица им. Иванова». Пока брат раздумывал, пока собирался, прошел год. Сестра прислала еще письмо, сообщила, что ее улицу уже переименовали, она стала называться «Улицей им. Петрова», и просила не запутаться в названиях. Читать далее...
Пока дельфины не начнут играть на воде, море кажется пустынным, Читать далее...
На шумной улице города жил один человек. Как-то раз рано утром, как всегда, он подошел к окну: машины, шум, гарь, море людей. Смотреть не хочется. «Как же я устал видеть все это, – подумал человек. – Хорошо, если бы ничего этого не было». Подумал так и пошел на работу. Домой он вернулся вечером. Пока поужинал да закончил кое-какие дела, наступила ночь. Читать далее...
В классе шел урок географии. Учительница вызвала ученика к доске: «Покажи нам, пожалуйста, на карте самую высокую гору Африки и скажи, как она называется?» Ученик плохо выучил урок. Он долго смотрел на старую карту, наконец, нашел гору с полустертой надписью и, ткнув в нее указкой, неуверенно прочитал: «Манджаро…». – «Как, как? – переспросила учительница. – Не путайся в словах, и повтори еще раз, пожалуйста». Ученик, чувствуя, что ошибается в названии, украдкой поглядел вопросительно на класс. Оттуда прошептали: «Кили…» Услышав подсказку, он уверенно и бойко ответил: «Самая высокая гора Африки называется Манджаро-кили». Читать далее...
88. «…Покайтесь и веруйте в Евангелие.» (Мк. 1:15). Читать далее...
Человек шагнул на приглянувшуюся ему узкую тропинку и пошел по ней. Вскоре он увидел воинов, перекрывших копьями дальнейший путь, и спросил у них: «А что там дальше?» Воины ответили: «Дальше – путь Покаяния». – «А где же Новое Царство?» – «За Покаянием». – «А как пройти в Новое Царство?» – продолжал спрашивать человек. «Тот, кто хочет пройти из Старого Царства в Новое, должен умереть в покаянии. Только тогда он сможет родиться в Новом Царстве», – объяснили воины. «А все родятся в Новом Царстве, когда умрут?» – «Мы не знаем. Это известно только самому Царю». Крепко задумался человек, не зная, что выбрать. Решил еще спросить: «А почему вокруг столько тропинок?» – «Люди думают обойти нас, надеясь попасть в Новое Царство без Покаяния, – ответили войны. – Но это невозможно, так как все тропинки ведут к нашей заставе». Постоял, постоял человек, пошел проверить, правда ли это. По какой тропинке ни ходил, действительно, все приводили его к заставе покаяния. Что делать? Назад идти – там его жизнь скоро закончится, вперед пойти – нужно умереть в Покаянии. Читать далее...
И решил он, что лучше умереть на пути Покаяния ради Нового Царства. Старое Царство ему известно, и назад туда совсем не хочется. А впереди есть возможность возродиться в бесконечной жизни у Нового Царя. Человек решительно шагнул вперед, воины расступились и почтительно пропустили его… Читать далее...
Покачал головой, удивляясь. Дождался утра, отнес найденное властям. Те поразились: столько людей этот клад искало и не нашли, а этот человек не искал – да нашел. И еще больше удивились, что он себе находку не взял, а им принес. «Что же ты за этот клад хочешь?» – спросили у путника. «Мне ничего не нужно, эти вещи не мои. А вы вот разрешите мне церковь построить своими руками на том месте, где я захочу. Это и есть моя просьба». – «Только-то? Строй! – сказали ему. – Чудной ты человек!» Читать далее...
«Если я покажу тебе будущее, – с большой скорбью ответил тот, – то от страшного зрелища, которое перед тобой предстанет, ты впадешь в отчаяние и тоже уже не сможешь больше жить в своем времени». – «Что ж, тогда лучше уж я останусь в своем времени, – вздохнул человек из настоящего. – Пока я еще могу в нем жить». Читать далее...
Пока в печи есть дрова – Читать далее...
Пока в сердце есть дурные мысли – Читать далее...
Наконец, юноша, голодный, без еды и денег, больной и изможденный, живя на одно подаяние, добрался до царского дворца. Его встретил тот самый слуга, который приходил к нему домой «Ты правильно поступал в пути, – похвалил он юношу. – Все те люди, которым ты помог, были царские слуги, и поэтому я рад видеть тебя здесь. Пока подкрепись едой, которую Царь послал тебе». Отведав царского угощения, юноша тотчас же совершенно выздоровел. «А теперь-то я увижу Царя?» – спросил он. «Ты выполнил все царские условия, – ответил слуга. – Но Царь сам решает, кого и когда Ему принять во дворце. Поэтому жди здесь царского решения – это и есть последнее испытание». Читать далее...

Комментариев нет:

Отправить комментарий