воскресенье, 3 марта 2013 г.

вход света

Сей Климент был пастухом овец, родом из Болгарии. Однажды ночью, когда он стерег овец, то увидел странный сильный свет, осветивший все стадо. Весьма обрадовавшись, он начал размышлять, откуда мог возникнуть такой свет: может быть, внезапно рассвело и взошло солнце, пока он немного вздремнул, опершись на посох. Пока он так раз­мышлял, свет начал понемногу отступать и взошел на Небе­са. И снова сделалась ночь и тьма. Очень этому удивившись, Климент пришел на Святую Гору и, найдя в скиту Морфи­на, монаха-простеца, но благочестивого и добродетельного, стал у него послушником, но научился у него только мо­литве: "Господи, помилуй". Через некоторое время тот свет стал опять понемногу появляться и наполнил душу Кли­мента Божественной благодатью. Был же Климент челове­ком весьма простым и безыскусным и внимал только Богу. Поскольку старец велел исповедовать ему все помыслы, он рассказал о бывшем ему видении, прося открыть, что бы это значило. Неспособный к этому старец вместе с Климентом пошел к божественному Григорию, которому они обо всем и рассказали, горячо прося принять их и зачислить в свое братство. Подражая Христу и желая всем спасения, преподобный принял их с веселостью и, отделив от всех, научил всему, что необходимо для спасения души, заповедав иметь терпение, смирение, всегдашнюю надежду на Бога, от Которого всякое благо людям, никогда не пренебрегать данным ему правилом и непрестанно помышлять о смерти. Приняв с великим смиренномудрием заповеданное божественным отцом, Климент обещал неустанно все исполнять. Он стал подвизаться в делании по Богу с такой ревностью и приле­жанием, что скоро ум его просветился светом Божествен­ной благодати, и он взошел не только в созерцание сущего, но восходя от созерцания к созерцанию, достиг состояния сверхъестественного. Если простая по естеству своему ду­ша истинно приступит работать Богу и ревностно посвятит Ему себя, она становится богоподобной, получает отдохно­вение и входит в состояние вышеестественное. Климент рас­сказывал, что когда божественный Григорий посылал его в Священную Лавру, то всякий раз, когда подвизавшиеся там отцы благоговейно начинали петь "Честнейшую Херувим...", с Небес спускалось светлое облако и дивным образом покры­вало Лавру до тех пор, пока не заканчивалось песнопение, после чего облако снова поднималось в Небо. Читать далее...
В конце концов солуняне решили вернуть любимого ар­хипастыря. На государственные средства они снарядили ко­рабль, и церковное священноначалие прибыло на Лимнос. Через несколько дней они привезли пастыря к его пастве. В тот день, когда святой прибыл в Салоники, повсюду бы­ла великая радость, как в светоносный день Воскресения. Обычные псалмопения при архиерейском входе были остав­лены и по вдохновению от Бога все запели: "Воскресения день...Очистим чувствия и узрим...Светися, светися". Чу­до же заключалось в том, что не было того, кто посоветовал певчим петь эти тропари, не было и того, кто первым начал их петь. Через три дня святитель назначил общее собрание и крестный ход со святыми иконами, а после него преподал поучение о согласии и мире. Он отслужил литургию и при­нес Бескровную Жертву, чтобы освятить народ, тут-то Бог и прославил его чудом. Тот священник, орфанотроф, имел сына, страдавшего лунатизмом, и болезнь все более и более прогрессировала. На литургии отец сослужил святителю, и попросил его причастить ребенка. После Причастия болезнь немедленно ушла, а дитя, славя Бога, выздоровело. После литургии святитель собрал все священство и долго расска­зывал им о высоте священнического сана, да и всю жизнь он не переставал учить и в церквах, и в беседах наедине, и в проповедях для всех, особенно же учил собственным приме­ром, стараясь всех привести ко спасению. Читать далее...
Древние христиане, когда ходили в баню или зажигали светильник, также творили знамение креста, по словам Златоуста: "есть многие, которые входя в баню, как только переступают порог ее, запечатлеваются (т. е. знамением креста); а также, когда зажигается светильник, и, несмотря на то что часто их разум о чем-нибудь другом размышляет, рука творит знамение (креста) " (Слово 10-е на Деяния Апостолов). Так делай и ты, брат, подражая тем святым христианам. Особенно же, когда замечаешь, что начинаешь гневаться против какого-либо брата своего, тотчас же твори на своей груди знамение креста, чтобы сила креста была для тебя уздою и препятствовала страстному порыву демонского гнева. Так поступать советует тебе вышеупомянутый Златоустый отец, говоря: "да избавимся, наконец, от этого демона (т. е. ярости), удержим его в самом начале, наложим печать (т. е. знамение креста) на грудь, как узду" (слово 17-е на Деяния Апостолов). Многие, когда зевают и когда собираются произнести речь, творят знамение креста на своих устах; таковым и ты подражай. Читать далее...
А преподобная Мария Египетская (память 1 апреля по ст. стилю и в пятую Неделю Великого поста) не была допущена невидимой Силой к поклонению Кресту Господню до тех пор, пока у входа в храм не раскаялась в своих великих грехах -и не дала обещания перед образом Божией Матери исправить свою жизнь. Нельзя не упомянуть еще о двух чудесных событиях, связанных с Крестом Господним и засвидетельствованных первыми христианскими церковными историками Евсевием Памфилом (IV в.) и Созоменом (V в.) Евсевий рассказывает о том, что блаженный царь Константин перед битвой с Максентием удостоился видеть среди дня на небе Крест из света с надписью: «Сим побеждай». Читать далее...
«Приблизившись ко гробу и находясь шагах в ста пятидесяти от него, - пишет Гермидий, - мы видели в слабом свете ранней зари стражу у гроба: два человека сидели, остальные лежали на земле, было очень тихо. Мы шли очень медленно, и нас обогнала стража, шедшая ко гробу сменить ту, которая находилась там с вечера. Потом вдруг стало очень светло. Мы не могли понять-, откуда этот свет. Но вскоре увидели, что он исходит из движущегося сверху сияющего облака. Оно опустилось ко гробу, и над землей там показался человек, как бы весь светящийся. Затем раздался удар грома, но не на небе, а на земле. От этого удара стража в ужасе вскочила, а потом упала. В это время ко гробу справа от нас по тропинке шла женщина, она вдруг закричала: «Открылось! Открылось!» И в это время нам стало видно, что действительно очень большой камень, приваленный ко входу в пещеру, как бы сам собою поднялся и открыл гроб (открыл вход в пещеру). Мы очень испугались. Потом, некоторое время спустя, свет над гробом исчез, стало тихо, как обыкновенно. Когда мы приблизились ко гробу, то оказалось, что там уже нет тела погребенного человека». Читать далее...
Позвольте ответить не только Вам, но и Вашим наставни­кам, ответить и на их аргументы, которые Вы потрудились со­брать и прислать мне, возможно пользуясь их консультацией. Когда ведется серьезная дискуссия, то обе стороны должны най­ти общее в их взглядах, что послужило бы для них единой плат­формой и едиными ориентирами истины. К сожалению, общих оснований я пока не вижу. Для меня главным и несомненным доказательством служит свидетельство Церкви, которое я всеце­ло принимаю. Церковь для меня - это ум и сердце. Для Вас Цер­ковь нечто неопределенное, какой-то исторический «икс», кото­рый Ваши наставники хотят идентифицировать с любым числом, то есть вложить в него желательное им содержание. Для меня Символ веры - это обязательство верить в то, во что верит Церковь, отвергать то, что она отвергает. Для Вас это - отвле­ченный тезис, который еще нужно доказать, а, как Вы пишете, «тезис не может подтверждать сам себя». Для меня Церковь - это живой организм, в котором действует Дух Святой и хра­нит истину в Предании и богослужении. Для Вас Церковь, по-видимому, только собрание людей, а вера - сумма мнений; то есть Церковь является подобием религиозного клуба, где со­бираются единомышленники. Апостол Павел назвал Церковь «столпом и утверждением истины» (1 Тим.3,15). Ваши на­ставники хотят показать, что Церковь - это обветшавшее зда­ние, которое они засучив рукава хотят исправить и обновить. В Церкви действует благодать Божия, поэтому церковное Преда­ние является органической частью Священного Предания. Не веря в это, Вы уже отвергаете Символ веры, который является стержнем христианской догматики. В Предание Церкви входят постановления Вселенских и канонических Поместных Собо­ров как чистый голос Православия; Вселенские Соборы - это самосознание Церкви. Неверие в Церковь, критика и отверже­ние Вселенских Соборов ввергнет Православие в хаос - этого хотят Ваши наставники (то есть половить рыбку в мутной воде). Несторианская ересь была отвергнута на Третьем Все­ленском Соборе; эта анафема была подтверждена на последую­щих Соборах и после того должна повторяться в праздник, на­званный Торжеством Православия, который для экуменистов звучит так, как праздник Куликовской битвы для монголов. Вы не представили ни одного факта, что святой Исаак Сирский был несторианином. Но если бы даже Вы представили мне сот­ню ссылок, то я предпочел бы единый довод Церкви, а не сви­детельства из мутных еретических источников, которые по правилам Соборов не могут являться свидетельствами в таких вопросах. Свидетельства еретиков, как заинтересованных лиц, не принимаются, но дело в том, что даже их нет - вовремя не догадались подделать. Святой Исаак Сирский введен в святцы не какой-либо одной поместной Церковью, а всей Вселенской Церковью. Неужели Вы не знаете, что представляет собой ка­нонизация святого? Хотя она исторически могла менять фор­мы, но оставалось главное и неизменное: собирались все доку­менты о жизни святого, в том числе его посмертные чудеса, подвергались разбору его произведения и только после тща­тельной и кропотливой работы, на основании представленных документов, совершалась канонизация. По Вашему мнению выходит, что кто-то записал святого Исаака, не зная, кто он и откуда, в святцы так, как ставится пятерка по сочинению в школьный журнал. Я отметил видимую сторону канонизации, но есть еще невидимая: Дух Святой прославляет святых. С ка­кой мефистофельской улыбкой Ваши наставники собираются говорить, что Церковь в течение более тысячи лет молилась еретику, принадлежавшему к несторианству - злой и бого­хульной ереси. О чем мы можем говорить в вопросах веры, ес­ли для Вас не существует православного понятия Церкви, если Ваши наставники стремятся заменить ее тощими мнениями то­щих комиссий? Верите ли Вы в прозрение святых, интуитив­ные проникновения святых в духовный мир, особенно во время молитвы? Неужели никто из них не почувствовал бы фальшь и чуждый дух, когда они призывали имя святого Исаака, если бы тот был несторианином, то есть находился под проклятием и отлучением? Что же тогда молитва: общение или самовнуше­ние? Ваши наставники вообще отвергают христианскую мис­тику, заменяя ее словесной мистификацией. Я думаю, на этом можно было бы закончить нашу дискуссию. Я верю в Церковь, а Вы не верите в нее, но все-таки я хочу остановиться на харак­тере Ваших доводов. Вы спрашиваете, могу ли я документаль­но доказать, что святой Исаак Сирский принадлежал к какой-нибудь из поместных Церквей? А если мы откроем святцы, то можете ли Вы документально доказать, какой святой, внесен­ный туда, принадлежал той или иной Церкви, есть ли у него справка о Крещении, где написано, с кем он причащался вмес­те? Вы, наверно, ответите, что это очевидно само собой, так как Церковь актом канонизации уже свидетельствовала об этом. Были времена на Востоке, когда значительную часть епископ­ских кафедр занимали ариане. Но если бы Вам сказали: «Дока­жи документально, что святые, жившие в этот период, были православными, а не арианами»,- то могли бы Вы обратиться за документами в архив или Вы посмотрели бы на человека, за­давшего такой вопрос, с удивлением? Что для Вас представ­ляет Священное Предание - память Церкви, которая хранит­ся через благодать, пребывающую в Церкви,- или же сборник легенд и мифов, которые пора исправить на основе «научных» фактов, а если таковых нет, то выдумать их? Изве­стно ли Вам, что на Западе ведется целая кампания с целью Деканонизации святого Николая Чудотворца? Там также раз­даются крики: «Давай факты, что святой Николай участвовал в Первом Вселенском Соборе; давай письменный факт, что он когда-либо жил на свете». И вот святого Николая критики, по­добные Вам, хотят представить как мифологическое лицо и ос­тавить ему только скромное место Санта-Клауса. То, что ли­тургический молитвенный опыт миллионов людей может свидетельствовать о дивной помощи святого Николая,- для! модернистов безразлично. Не только в VII веке, но гораздо поз­же в Персии существовали многочисленные диофизитские общины. И уже во времена мусульманского владычества не-сториане предпринимали карательные походы против право­славных, живших в Персии и Средней Азии. Поэтому говорить о несторианской среде можно только условно. В самом Иране существовали не только несторианские, но и диофизитские и монофизитские храмы. Что касается якобы отсутствия нужной коммуникации и незнания, что делается в соседних странах, то это, скорее всего, незнание истории Вашими наставниками. Византия имела постоянные, прочные дипломатические, рели­гиозные, торговые и культурные связи не только с соседним Ираном, но также с Индией, Тураном, Скифией и Китаем. Сошлюсь как на пример на факты из истории Грузии. Грузинские монастыри были в Константинополе, на Афоне - Иверская Лавра, в Болгарии - Бачковский монастырь, на Кипре, в Египте, в Антиохии - на Черной Горе, более 20 монастырей было осно­вано в Палестине. Знаменитый грузинский монастырь с изве­стной иконописной школой был на Синае. Этот список можно продолжить. О какой же географической изоляции можно го­ворить? Уже сам факт перевода творений святого Исаака Сир-ского на греческий (имеется также древний перевод на грузин­ский язык) говорит о том, что святой Исаак Сирский был известным писателем в православном мире, а не неизвестным аскетом с потерянными документами. Наверно, Ваши настав­ники не знают о грандиозных книгохранилищах в Александ­рии, Пергаме и Константинополе, которые были фактически уничтожены. А с ними вряд ли могли равняться современные библиотеки. Египетский царь Птолемей Братолюбивый посы­лал специальные экспедиции в дальние страны, чтобы приоб­рести ценные рукописи. Его традицию продолжали византий­ские императоры. Обычно последователям и ученикам не то что святого, а светского философа хочется знать о его жизни. Неужели никто не поинтересовался сведениями о великом на­ставнике монахов? Логика Ваших учителей в следующем: до­кументально нельзя доказать, что святой Исаак Сирский был несторианином; документально нельзя доказать, что он был православным, значит,- он был несторианином! Такой ориги­нальный силлогизм представили Вы в своем письме, если от­бросить словесную шелуху. Почему в последнее время поднят вопрос о вероисповедании святого Исаака Сирского? Кому это нужно? Прежде всего либералам и экуменистам. Протестант­ский дух, проникающий в среду богословов, заставляет их бороться с церковным Преданием в своих теософско-экуменических целях. Здесь отдаленная цель - убедить, что Православ­ная Церковь - это одна из ветвей христианства, а христиан­ство - одна из ветвей древа мировых религий. Более близкая цель экуменистов - осуществить евхаристическое общение между Православной Церковью и еретическими конфессиями. Поэтому они всеми силами хотят доказать, что Церковь уже имела духовное единство между православными и несториана-ми в лице святого Исаака Сирского, и нам только остается по­следовать этому примеру. Пока что Ваши наставники доказали одно: они умеют говорить тогда, когда нечего сказать. Но искус­ственно поднятая проблема о «святых еретиках» упирается в краеугольный для Православия вопрос: верим мы или не верим в Единую Соборную Православную Церковь? Читать далее...
В статье «Скрытый демонизм» я писал о каналах демонизации общества, которые проходят через искусство и ли­тературу, поэтому она имеет свою специфику, а не является справочным пособием по истории литературы. Вопрос об эс­тетическом значении литературных произведений не входил в парадигму моей статьи. Что касается моего «нелестного» отзыва о Достоевском, то слово: «нелестное»,- в прямом се­мантическом значении, означает «нелживое», что Вам как любительнице литературы следовало бы знать. Достоевский талантливо писал о том, что пережил сам. Его критика ате­изма отличается необычайной глубиной и проницательнос­тью, но у него не было личного опыта христианского аске­тизма и даже высокой евангельской нравственности, поэтому он не мог создать образ христианского подвижника в своих произведениях. Он писал свои книги на душевном уровне, писал искренно, но на духовный уровень он под­няться не мог, и я думаю, что чувствовал это сам и поэтому много вычеркнул из романа «Братья Карамазовы». Его хри­стианские герои не живые люди, а тени, вызванные из небы­тия его измученным воображением. Старец Зосима высту­пает как резонер, с каким-то своеобразным и странным христианством, можно сказать «космическим» христиан­ством - как поклонением «матери-Земле» и всему живушему на ней. Здесь Достоевский народную святость подменяет тонким язычеством, как бы отголоском Древней Руси. Что касается Алеши Карамазова, то это монах-«шатайка», кото­рый не может ужиться в монастыре и бродит по белу свету. Думаю, что сам Достоевский не вполне понимал, зачем чело­веку, сострадающему людям, находиться в монастыре и что он будет делать полезного в своей одинокой келий. Мне кажется, что Достоевский похож на колокол, который зовет людей к Богу, но сам так и остался у ворот храма. Читать далее...
Решимость - одно из первых условий для тех, кто стре­мится к спасению. У святого Феофана Затворника есть мысль, что святые отличались от остальных людей тем, что имели ре­шимость - скорее умереть, чем согрешить. Вы стали замкну­тым потому, что у Вас стал более богатым внутренний духов­ный мир. А люди часто бывают общительны потому, что ничего не имеют в себе, и им приходится все брать и искать на стороне. Они подобны тем, кто не желает входить внутрь сво­его дома и предпочитает уличную жизнь. Что касается сти­хотворения Блока «О, весна...»,- хорошо, что Вы его не вспомнили. Там есть слова: «С неразгаданным именем бога На холодных и сжатых губах». Какой же это бог? В следующей строфе говорится: «Но над нами - хмельная мечта!». Эрос это, или Пан, или Люцифер,- знает один Блок. Но сие имя оста­лось у него в зажатых и оледеневших губах. Святые отцы пи­шут, что небезопасно от лучшего переходить к худшему, так как здесь возникает центробежное движение души. Творения святых отцов - духовны, а светских писателей, даже лучших,- душевны. А только духовное переходит через порог смерти в вечность. Помните заповедь, данную Адаму: «Храни и взращай» (Быт.2,15) - Эдем своего сердца. Читать далее...
Пути Господни неисповедимы. Может быть, несчастье, постигшее нас, стало дорогой к Богу. Несчастье и страдание имеют свою светлую сторону. Они говорят человеку, как хрупко и эфемерно счастье в этом мире, и, в то же время, рас­крывают перед ним другие горизонты бытия. Для усопшего Вы можете сделать больше, чем для живого. Молитва об об­легчении участи умершего приносит ему облегчение и отра­ду. Не буду вводить Вас в область иллюзорной надежды: мо­литва всего мира не может заменить тайну искупления, Жертву Голгофы, Тело и Кровь Христа Спасителя - то, что приобретает человек после Крещения. Но этот луч отрады является великим утешением для усопшего, а милость Божия неизреченна. Надо любить Господа всем сердцем своим. Любовь к человеку, основанная на любви к Богу, бывает светлой и спокойной, если это даже любовь к ушедшим от нас. Но бывает другая картина: когда человек из-за любви к своему другу начинает усиленно молиться за него и через молитву входит в общение с Богом - тогда свет вечности озаряет его земную жизнь. Он не воспринимает окружающее только в черно-белых тонах но цвета земли уже не прельща­ют его. Он как бы странник, который видит на своем пути красоту пейзажа, но помнит, что это чужой край. Душевная любовь выборочна. Чаще всего она останавливается на од­ном или нескольких лицах, которых принимает в своем сердце, а остальные остаются на периферии. Человека мало трогает, что происходит с ними. А духовная любовь не де­лится, не дробится: она расширяет человеческое сердце, там уже никому не тесно. И в то же время сердце принадлежит не какому-нибудь человеку, а Богу. Радость и горе, мужество и уныние - это результат не условий,- а того, что происхо­дит в нашей душе. И счастье, и горе - внутри нас; это наше отношение к жизни. Я думаю, что Ваше состояние - это пе­реходный этап. Чем он кончится - не знаю, это в большой степени зависит от Вас самой. Чем ближе Вы будете к Богу, тем больше утешения будет иметь тот, кого Вы так преданно любите. Но не замыкайте мир в рамки этой любви: они ста­нут тесными, а Господь открыл перед нами вечное и беско­нечное. Читать далее...
Грех от Бога разлучает... Таковой человек жив, и мертв есть — жив телом, но мертв душою... По смерти суд Христов следует праведный... По суде две дороги откроются: едина во ад, которой последуют грешники нераскаянные; другая — в Царство Небесное, и той пойдут праведные и святые... Сих размышление есть истинная христианская философия, которая научает не натуру вещей испытывать, но суету мира, краткость времени и долготу в вечности познавать... Сего ради, хотящему от греха убегать, должно удаляться и от случаев, которые ко греху приводят, как то: от разговоров праздных, от бесчинных собраний: Не обманывайтесь: худые сообщества развращают добрые нравы (1 Кор. 15, 33). В таковых собраниях столько почти бывает соблазнов, сколько лиц; и столько грехов и беззаконий, сколько слов и дел. Беги, убо, христианин, от таких собраний, как Лот от Содома!.. Ибо час от часу умножаются соблазны, и оскудевает благочестие, и нечестие усиливается: того ради душе благочестие любящей, не должно смотреть, что люди делают, какие бы они ни были, но внимать, чему слово Божие учит. Не смотри, христианин, на тех христиан, которые то и знают, что или ездят в гости, или встречаются и принимают гостей, которые в том и поучаются, чтобы обогатиться и прославиться на земле... Не ревнуй злодеям, не завидуй делающим беззаконие (Не. 36, 1), но паче вникай, что слово Божие глаголет: Не любите мира, ни того, что в мире: кто любит мир, в том нет любви Отчей. Ибо все, что в мире: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская, не есть от Отца, но от мира сего. И мир проходит, и похоть его, а исполняющий волю Божию, пребывает вовек (1 Ин. 2, 15-17). Прелюбодеи и прелюбодейцы! не знаете ли, что дружба с миром есть вражда против Бога? Итак, кто хочет быть другом миру, тот становится врагом Богу (Иак. 4, 4). Ибо чрез глаза и уши наши, как через окна, в храмину сердца нашего всякий соблазн входит, и, хотим ли, или не хотим, трогает нас и возставляет похотение: того ради им не должно давать свободу; да не через них соблазн вошедши, поколеблет и совратит наш дом душевный. Так Давид увидел жену и пал с ней... Так и ныне многие не опасно видят и падают, хотя не телом, но душою. Безопаснее врага в дом не допускать, нежели, допустив, с ним бороться. Так раз за разом многие слышат ложь и переговоры ближних своих и языком с ними падают. Сего ради как очи от суеты, так и уши от лжи отвращать должно хотящему от греха убегать...» 258 — таковы умилительные слова святителя Тихона Задонского чудотворца из его Богомудрой книги «О истинном христианстве», которая озаряет невечерним светом путь к истине для современных христиан. Грех не должен над вами господствовать... Ибо возмездие за грех — смерть... (Рим. 6, 14, 23) — научает верных святой апостол Павел.«Всякий грех есть смерть души» 259 — пишет святитель Григорий Богослов. Читать далее...
Заканчивая день, совершали келейно Малое повечерие, молитвы «На сон грядущим», две главы Апостола, одну Евангелия, потом, после краткого исповедания, преп. Макарий благословлял и отпускал всех. Было уже поздно. Старец входил в свою келью, где мерцала лампада перед образом Заступницы. На столе лежала кипа писем, требующих ответа. Тело ныло от изнеможения, а сердце от впечатлений обильно открывавшегося человеческого страдания. Глаза орошались слезами, а в уме звучало дивное песнопение: «Чертог Твой вижду, Спасе мой, украшенный, и одежды не имам, да вниду в онь: просвети одеяние души моея, Светодавче, и спасиКмя». Читать далее...
27. Блаженный Павел Простой, ученик аввы Антония, рассказал отцам следующее: однажды, придя в монастырь для посещения и пользы братии, после обычной беседы мы пошли в церковь Божию совершать обычную службу. Блаженный же Павел, смотря на каждого из входящих в церковь, наблюдал, с какой душой входят, ибо имел и такую благодать, данную ему от Бога, что видел каждого таким, каков он в душе, как мы видим лица друг друга. Когда все входили со светлым взором и блистающим лицом и с каждым ангел, радующийся о них, увидел он одного черного и мрачного всем телом, и демоны с обеих сторон держали его и влекли к себе и накладывали на ноздри его узду, а святой ангел его следовал издали, плача и печалясь. Павел, плача и часто ударяя рукой в грудь, сидел у церкви, оплакивая того, которого видел он таковым. Видевшие, что делал он и столь скорую перемену в нем, по причине его слез и плача смутились и спрашивали его, и пытались просить сказать, что он видел. Опасаясь, не обо всех ли узнавши что, делает он так, просили его идти с ними к службе. Павел же, отгоняя их и отказываясь идти, сидел молча и чрезмерно оплакивая того, кого увидел таковым. Немного времени спустя в церкви окончилось все и стали выходить. Опять смотрел на всех Павел и, зная, каковы вошли, хотел узнать, каковыми они выйдут. Здесь видит, что оный муж, прежде черный и мрачный всем телом, выходит из церкви светел лицом и бел телом, а демоны следуют за ним далеко, а святый ангел пребывает близ его веселый и радостный, торжествуя и радуясь о нем. Павел, вскочив, с радостью восклицал, благословляя Бога и говоря: О неизреченное милосердие и благость Божия! О божественные щедроты и незримая благостыня Божия! Побежав и войдя на высокую лестницу громким голосом говорил: приидите и видите дела Божия, как страшны и дивны они (Пс. 45: 9). Приидите и видите Того, Иже всем человеком хощет спастися, и в разум истины приити (1 Тим. 2: 4). Приидите поклонимся и припадем (Пс. 94: 6) Ему и скажем: Ты един можешь отпущать грехи. Все же сошлись со тщанием, желая слышать, что он говорит. И когда сошлись все, Павел рассказал виденное им при входе в церковь и после. И просил оного мужа сказать причину, по которой Бог вдруг даровал ему такое изменение. Человек же оный, изобличенный Павлом, при всех, не утаивая, рассказал о себе, говоря: я человек грешный и много времени жил в блуде даже доныне. Вошедши же ныне в святую Божию церковь, я услышал слова Исаии пророка, лучше же — Самого Бога, говорящего в нем: измыйтеся и чисти будете, отымите лукавства от сердец ваших пред очима Моима, научитеся добро творити, взыщите суд. И аще будут греси ваши, яко багряное, яко снег убелю, и аще хощете и послушаете Мене, благая земли снесте (Ис. 1: 16–19). Я, блудник, — продолжал он, — будучи весьма тронут сими словами, восстенал в помысле моем и сказал Богу: Ты, Боже, пришедший в мир спасти грешников, исполни самым делом на мне, недостойном грешнике, то, что Ты обещал чрез пророка Твоего. Ибо вот отныне даю Тебе слово, и ручаюсь, и сердцем исповедаюсь Тебе, что уже не буду делать оного зла, но отрекаюсь от всякого преступления и буду служить Тебе отныне чистой совестью. Итак, ныне, Господи, с сего часа приими меня кающегося и припадающего к Тебе и отрекающегося от всякого греха. С сими обетами вышел я из церкви, рассудив в душе моей не делать впредь ничего худого пред очами Господа. Услышав сие, все единогласно воскликнули к Господу, говоря: яко возвеличишася дела Твоя, Господи, вся премудростию сотворил еси (Пс. 103: 24). Итак, христиане, из святого Писания и из Божественных откровений познавши, какую благость имеет Бог к тем, кои искренно прибегают к Нему и покаянием исправляют прежние падения, и воздает опять обещанные блага, не наказывая за грехи соделанные прежде, не будем отчаиваться о нашем спасении. Ибо как чрез Исаию пророка обещал Он оскверненных во грехах омыть и как волну и снег убелить, так и ныне чрез Иезекииля пророка с клятвою обещал не погубить: живу Аз, глаголет Господь, не хощу смерти грешника, но еже обратится и живу быти ему (Иез. 33: 11). Читать далее...
44. Рассказал некоторый старец об одном епископе, чтобы, получив от сего большое дерзновение, были мы прилежны к своему спасению: рассказывали об одном из бывших у нас епископе (думаю, что это был тот самый, который видел сие и рассказал нам), что о двух мирских благородных женщинах из верующих слышал он, будто они живут нецеломудренно. Епископ же, сострадая о тех, о которых сказано ему было, подозревая то же и о других, обратился с молитвой к Богу, от Него желая узнать истину, что и получил. Ибо после страшной и божественной Литургии и Приношения оного, когда приходили к приобщению Божественных Таин, сквозь лица он увидел души и каким каждый подвержен грехам: у одних, видел, лица были, как сажа, некоторые из них имели лицо наподобие пламени, глаза же кровяные и огненные; иных же из них видел светлыми лицом, белыми по одежде; иных же, когда преподавал Тело Христово, оно опаляло и сожигало, а у других делалось как бы светом, чрез уста их входящим и все тело их просвещающим. Были же в числе их и избравшие жизнь иноческую, и жившие в супружестве, которые подвергались сему. Потом, — говорил он, — начал я преподавать и женщинам, чтобы узнать мне, каковы они по душе, и видит, что и с ними было тоже, — лица черные, и кровавые, и огненные, и белые. В числе их подошли и те две женщины, о которых наговорили епископу и ради которых преимущественно и предпринимал епископ таковую молитву. И видит, что и они, приступая к святым Таинам, имеют лицо светлое и досточестное и облечены в белую одежду. Потом когда приняли и они святые Христовы Таины, как бы от света воссияли они. Опять обратился он на обычную к Богу молитву, чтобы узнать образ показанных ему откровений. Предстал же ему ангел Господень и повелел спрашивать о каждом. Епископ же тотчас спросил о двух женщинах, справедлив ли прежний донос на них или несправедлив. Ангел сказал ему, что справедливо все, что сказано о них. И епископ сказал ангелу: и как же в приобщении святых Таин они были светлы лицом, имели белое одеяние и светом светились не мало? Ангел же сказал: это потому, что пришли в чувство о соделанном ими и обещались отстать от сего, а за слезы, и воздыхания, и милостыни нищим, и исповедь, и обещание впредь никогда уже не впадать в таковое зло они причтены к лику божественному, и прощены им грехи, и остальное время поживут целомудренно, и праведно, и благочестиво. Он же (епископ) сказал, что удивляется не таковой перемене женщин, ибо сие случается часто, но дарованию Бога, Который не только освободил их от наказания, но и удостоил таковой благодати. И ангел сказал: ты удивляешься сему? И справедливо, ты — человек, а Владыка наш и ваш есть Бог, благий по естеству и человеколюбец. Отстающих от своих грехов и с исповеданием припадающих к Нему не только не посылает в муку, но и гнев Свой на них отлагает и почестей их удостаивает. Ибо так возлюбил Бог мир, что и Сына Своего Единородного предал за него. Посему Изволивший умереть за врагов не более ли всего тем, кои соделались Его собственными и раскаиваются в том, что соделали, подает разрешение грехов и дарует наслаждение тем, что уготовано им. Сие верно знай, что ни один человеческий грех не победит Божия человеколюбия, если только кто покаянием загладит зло, каким согрешил прежде. Ибо будучи человеколюбив, Бог знает немощь вашего рода, и силу страстей, и диавольскую хитрость, и когда падают люди в грех, прощает им, как детям Своим, и ожидает исправления, долготерпя на них. К кающимся же и просящим Его благости состраждет как к немощным, и тотчас освобождает от наказания и дарует им уготованные праведным блага. Сказал же епископ ангелу: скажи мне, молю тебя, и о других с различными лицами, каким грехам подвержен каждый из них, чтобы, узнав о них, освободиться мне от всякого недоумения. Ангел же сказал: светоносные и светлые лицом — те, которые живут в целомудрии и чистоте и в праведности, добры, и сострадательны, и милостивы. Имеющие же черные лица суть любители блуда и нечистоты, и иных скверных услаждений. Показавшиеся кровавыми и огненными живут в злобе и неправде, любят обиды и хуления, коварные и убийцы. И, прибавив, сказал ему ангел: итак, помоги им, желая спасения их, ибо для того получил ты исполнение твоих молитв, чтобы по лицу узнав грехи поучаемых тобою, наставлениями и увещаниями сделать их лучшими чрез покаяние, приводя к умершему за них и воскресшему Христу Богу нашему. Итак, сколько есть у тебя силы, ревности и любви к твоему Господу Христу, всякое тщание употреби, чтобы обратить их от грехов их к Богу; скажи им, каким грехам повинны они, чтобы они не были нерадивы о своем спасении. Бывает же от сего для кающихся и обращающихся к Богу спасение их души, тебе же велика будет награда, как подражателю Самого Владыки, Который, сошедши с небес, проводил жизнь на земле для спасения людей. Читать далее...
Глава 13. Любителю добродетели должно позаботиться о великой рассудительности, чтобы не обманываться в различении добра и зла, и входить в исследование многообразных козней лукавого, который обык обольщать многих благовидными представлениями, по крайней мере, разуметь, что безопасное на все полезно. Поэтому, не поддавайся легкомысленно и скоро, к обольщению своему, внушениям духовных сил, хотя бы это были и сами небесные Ангелы; но будь медлителен, подвергая это самому тщательному испытанию, усвояя себе прекрасное, и отревая лукавое. Ибо действия благодати не неявны; и грех не может произвести оных, хотя бы и принял на себя личину добра. Если, по слову Апостола, сатана и умеет преображаться «во Ангела светла» (2 Кор. 11, 14), чтобы обольщать; то, хотя бы представлял и светлые видения, не возможет, как сказано, произвести доброго действия; что и служит точным его признаком. Не может он произвести ни любви к Богу или ближнему, ни кротости, ни смирения, ни радости, ни мира, ни благоустройства помыслов, ни ненависти к миру, ни духовного упокоения, ни вожделения небесных плодов, ни усмирить страсти и сластолюбие; все сие явным образом бывает произведением благодати. Ибо сказано: «плод духовный есть любы, радость, мир» и проч. (Гал. 5, 22). Всего же скорее сатана способен и силен внушить кичение и высокоумие. Итак, по действенности да распознается воссиявший в душе твоей духовный свет, от Бога ли он, или от сатаны. Впрочем и самой душе, если она имеет здравую рассудительность, по духовному чувству скоро делается явственным сие различие. Как уксус с вином на вид одинаковы, но гортань чувством вкуса различает свойство того и другого: так и душа по самому духовному ощущению и действенности может различать дарования Духа и мечтания чуждого. Читать далее...

Комментариев нет:

Отправить комментарий