http://mikhalkevich.narod.ru/kyrs/Cvetovedenie/main5.html
Гармония - это философско-эстетическая категория, означающая целостность, слитность, закономерную связность всех частей и элементов формы, т.е. это высокий уровень упорядоченности многообразия и соответствие частей в составе целого, отвечающего эстетическим критериям совершенства и красоты.
Цветовая гармония - это сочетание отдельных цветов или цветовых множеств, образующие органическое целое и вызывающие эстетическое переживание.
Цветовая гармония в дизайне представляет собой определенное сочетание цветов с учетом всех их основных характеристик, таких как
- цветового тона;
- светлоты;
- насыщенности;
- формы;
- размеров занимаемых этими цветами на плоскости, их взаимного расположения в пространстве, которое приводит к цветовому единству и наиболее благоприятно эстетически воздействует на человека.
Признаки гармонии цвета:
1) Связь и сглаженность. Связующими фактором может быть: монохромность, ахромотичность, объединяющие подмеси или налеты (подмесь белого, серого, черного), сдвиг к какому-либо цветовому тону, гамма.
2) Единство противоположностей, или контраст. Виды контраста: по яркости (темное-светлое, черное-белое и т.д.), по насыщенности (чистые и смешанные), по цветовому тону (дополнительные или контрастные сочетания).
3) Мера. Т.е. в композицию, приведенную к гармонии нечего добавить и убрать.
4) Пропорциональность, или соотношение частей (предметов или явлений) между собой и целом. В гамме - это подобие отношений яркостей, насыщенности и цветовых тонов. Рассмотрим соотношение площадей цветовых пятен:
1 часть светлого поля — 3-4 части темного поля;
1 часть чистого цвета — 4-5 частей приглушенного;
1 часть хромотического — 3-4 части ахромотического.
5) Равновесие. Цвета в композиции должны быть уравновешены.
6) Ясность и легкость восприятия.
7) Прекрасное, стремление к красоте. Недопустимы психологически негативные цвета, диссонансы.
8) Возвышенное, т.е. идеальное сочетание цветов.
9) Организованность, порядок и рациональность.
Классическая гармония должна избегать сочетания цветов в среднем интервале круга: Оранжевый-Зеленый, Фиолетовый-Голубой, Пурпурный-Оранжевый; эти цвета и не близкие и не далекие, они, по мнению Гете, не имеют ясности выражения. Классическое сочетание цветов по Гете:
гармонично сочетаются Оранжевый-Синий, Желтый-Фиолетовый, Красный-Зеленый;
бесхарактерное сопоставление: Желтый-Оранжевый, Оранжевый-Красный, Красный-Фиолетовый, Фиолетовый-Синий;
негармоничное сочетание: Желтый-Зеленый, Зеленый-Синий.
Сочетание цветов с позиции декоративности. Гармония всегда выше и шире понятия "декоративности". Декоративность можно охарактеризовать как некий максимум эстетического качества. С позиции декоративности традиционно гармоничной триадой цветовой гаммы являются Красный, Белый, Черный.
К | О | Ж | З | Г | С | Ф | П | Б | Ч | С е р ы й | К о р и ч | З о л о т о | С е р е б р о | |
К | Х | - | ? | + | + | + | - | -- | + | + | - | ? | + | + |
О | Х | - | -- | + | + | + | -- | + | - | -- | ? | - | - | |
Ж | Х | ? | + | + | + | -- | - | - | -- | + | - | - | ||
З | Х | - | ? | + | + | ? | -- | - | + | + | + | |||
Г | Х | -- | ? | + | + | -- | -- | + | + | + | ||||
С | Х | - | + | + | -- | -- | + | + | + | |||||
Ф | Х | - | - | -- | - | ? | + | + | ||||||
П | Х | + | - | - | - | + | + | |||||||
Б | Х | + | + | + | + | - | ||||||||
Ч | Х | + | - | + | + | |||||||||
Серый | Х | ? | - | - | ||||||||||
Корич. | Х | - | + | |||||||||||
Золото | Х | ? | ||||||||||||
Серебро | Х |
Поясниения:
- ПЛОХО
-- ОЧЕНЬ ПЛОХО
+ ХОРОШО
? ЗАВИСИТ ОТ СТЕПЕНИ ГАРМОНИЗАЦИИ.
Комментариев нет:
Отправить комментарий