четверг, 15 октября 2009 г.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОСВОЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ УЧИТЕЛЯМИ

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОСВОЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ УЧИТЕЛЯМИ

О.А.Верхозина

Иркутский институт повышения квалификации работников образования, Иркутск

Тел.: (3952) 24-26-83, e-mail: familyolga@mail.ru

Социальный заказ, требования к личности человека, способного адаптироваться к быстро меняющимся условиям сегодняшней жизни, реализовать свои таланты и способности оказывают непосредственное влияние на основные цели и задачи, стоящие перед современным образованием. Для создания единого образовательного пространства, оптимальных условий обучения, воспитания, способствующих самоактуализации, самореализации личности ребенка требуются высококвалифицированные педагогические кадры, способные и желающие осваивать передовые образовательные технологии.

Повышение квалификации педагогов в области освоения информационно-коммуникативных технологий, Интернет-технологий - одна из главных образовательных задач.

Работая с группами педагогов в Иркутском центре Интернет-образования, мы отмечаем мотивационную готовность большинства педагогов к освоению Интернет-технологий. Наряду с этим, для более успешного освоения программного курса педагогам необходимо преодолеть психологические барьеры, которые неизбежно возникают на первом этапе обучения и зачастую имеют психологическую природу.

Одним из видов психологических барьеров являются страхи, возникающие, чаще всего, в период адаптации. Наши исследования позволили выявить, что такими страхами являются:
- страх не освоить учебную программу;
- страх оказаться хуже других;
- страх сломать технику;
- страх потери информации;
- страх начинать;
- и др.

Виды страхов зависят от индивидуальных особенностей учителей, уровня компьютерной грамотности, возраста и др.

Создание группы, атмосферы поддержки, атмосферы творчества, сотрудничества, коррекционная работа, если требуется, снижают проявление страхов, позволяют учителям почувствовать себя увереннее, улучшить эмоциональное состояние, что в итоге сказывается на эффективности освоения материала. Кроме того, получение данного опыта позволяет педагогам использовать его в работе с учащимися.

Технология проектной деятельности требует от педагога определенных педагогических, психологических знаний и умений. В частности, одним из значимых умений является умение создавать атмосферу сотрудничества, владение технологиями групповой работы.

По нашим исследованиям, 100% педагогов хотели бы сотрудничать с учащимися. Но наряду с этим, 90% педагогов отмечают, что хотели бы научиться этому. Эти данные подтверждают, что действительно у педагогов возникают трудности:
- создание группы как социального организма за небольшой промежуток времени;
Определение лидеров;
- распределение обязанностей с учетом социального статуса, индивидуальных особенностей личности;
- создание атмосферы творчества, сотрудничества;
- применение метода мозгового штурма;
- и др.

Названные трудности являются барьерами в освоении учителями информационно-коммуникативных технологий.

Для повышения результативности освоения программы по методу проектов, мы применяем активные образовательные формы (тренинги, деловые игры, мозговой штурм, групповые дискуссии и др.). Это позволяет педагогам осваивать не только содержание программного материала, но и справляться с психологическими барьерами, формировать навыки и умения технологии сотрудничества, технологий групповой работы, навыков эффективного педагогического взаимодействия, которые являются неотъемлемыми составляющими проектной деятельности.

Комментариев нет:

Отправить комментарий