четверг, 15 октября 2009 г.

ИНТЕРАКТИВНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ПО ОФИСНЫМ ТЕХНОЛОГИЯМ НА БАЗЕ COM ТЕХНОЛОГИЙ

ИНТЕРАКТИВНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ПО ОФИСНЫМ ТЕХНОЛОГИЯМ НА БАЗЕ COM ТЕХНОЛОГИЙ

В.Б.Немировский, А.К.Стоянов

Томский региональный центр ФИО, Томск

Тел.: (3822) 42-07-27, факс: (3822) 42-04-78, e-mail: stoj-ak@ad.cctpu.tpu.edu.ru, nemir-vb@ad.cctpu.tpu

Особенностью многих слушателей, которая проявляется при их обучении в центре ФИО, является недостаточная компьютерная подготовка. Как правило, у слушателей нет необходимых знаний и умения применять эти знания для решения своих задач. Получение же таких знаний и умения связано с выработкой практических навыков работы при решении конкретных задач с помощью офисных средств. Традиционное обучение практическим приемам и методам работы включает в себя такие этапы как демонстрация приема, его повторение каждым отдельным слушателем и экспертная помощь преподавателя в случае неудачи или недопонимания. Последний этап очень трудоемкий и обычно отнимает много времени. Лимит времени, выделяемого на обучение, заставляет искать более эффективные пути решения указанной проблемы.

Большую помощь в таких случаях могли бы оказать интерактивные компьютерные обучающие системы, которые играли бы роль путеводителя в конкретной ситуации, возникшей при освоении изучаемого офисного приложения. Использование таких систем позволило бы автоматизировать, по крайней мере, второй и третий этапы процесса обучения и сделать их более эффективными.

Такие системы должны выдавать пошаговые инструкции в процессе практического освоения приемов работы. Содержание очередной инструкции должно зависеть от успешности выполнения предыдущей.

Реализация такой обучающей системы возможна на основе использования двух программных технологий:
· анализа и обработки событий, происходящих в программе (в нашем случае - в изучаемом приложении);
· автоматизации предоставления своих сервисов одной программой для использования другой программой (в нашем случае использование услуг изучаемого приложения обучающей системой).

Первая из технологий позволяет отслеживать действия обучаемого в процессе работы с реальным приложением. Вторая - отслеживать результаты применения этих действий в процессе создания документа приложения. В основе второй технологии лежит использование приложением, называемой контроллером автоматизации, программных интерфейсов (наборов функций и процедур), предоставляемых приложением - сервером автоматизации.

Для решения подобных задач обучения весьма удобными являются офисные приложения (такие как Microsoft Word, Microsoft Excel и другие). Выступая в роли серверов автоматизации, они предоставляют большое количество разнообразных, хорошо документированных интерфейсов своих внутренних объектов. Эти объекты могут быть использованы не только для создания документов и работы с ними, но и для решения задач, связанных с обучением. Для этого необходимо в качестве компонентов компьютерной обучающей системы создать контроллеры автоматизации, обеспечивающие доступ к предоставляемым серверами интерфейсам и их использование.

Предложенный подход лежит в основе создаваемой нами обучающей системы. В настоящее время реализована компьютерная обучающая среда [1], предоставляющая материал для начального изучения и выполняющая некоторые виды опросного контроля. Создан контроллер автоматизации для итоговой проверки созданного в Microsoft Word документа. В процессе работы контроллера текущие параметры создаваемых при обучении документов Microsoft Word сравниваются с эталонными параметрами, определенными в задании. Контроллер выдает подробную диагностику при наличии ошибок и выставляет итоговую оценку.

В стадии разработки находится контроллер автоматизации для отслеживания действий обучающегося и результатов этих действий.

Описанный подход может быть использован для обучения практической работе в любых приложениях MS Office, которые могут рассматриваться в качестве серверов автоматизации.

Литература

1. В.Б.Немировский, А.К.Стоянов. Организация контроля в компьютерном лабораторном практикуме по информатике. Современное образование: качество и новые технологии // Тезисы докладов научно-методической конференции. 1 февраля 2000 г., Томск, ТУСУР, 2000 г.

Комментариев нет:

Отправить комментарий