четверг, 15 октября 2009 г.

ДЕЛОВАЯ ИГРА КАК МЕТОД ОБУЧЕНИЯ ПО ПРОГРАММЕ "МЕТОДИСТ ИНТЕРНЕТ-ОБРАЗОВАНИЯ"

ДЕЛОВАЯ ИГРА КАК МЕТОД ОБУЧЕНИЯ ПО ПРОГРАММЕ "МЕТОДИСТ ИНТЕРНЕТ-ОБРАЗОВАНИЯ"

Г.Ю.Соколова

Новгородский региональный центр ФИО, Великий Новгород

Тел.: (81622) 2-72-12 доб. 128, факс: (81622) 2-72-18, e-mail: sgy@novsu.ac.ru

Творческое мышление, искусство анализа, владение проектными методами - это важнейшие составляющие профессионализма методиста Интернет-образования. Его формирование зависит как от содержания и качества проведения лекционных занятий, так во многом и от методики проведения практических занятий.

В связи с этим при проведении практических занятий по программе "Методист Интернет-образования" могут широко применяться различные формы активных методов обучения (деловых игр, ролевых занятий, разбор конкретных ситуаций и др.). Именно такой подход принят в Новгородском РЦ ФИО.

В докладе рассматривается методика проведения занятий модуля "Перспективный план информатизации образовательного учреждения" учебной программы и подготовки выпускной работы, основанная на деловой игре "Проект информатизации ОУ"

Деловая игра - это метод имитаций ситуаций, моделирующих профессиональную или иную деятельность путём игры, в которой участвуют различные субъекты, наделённые различной информацией, ролевыми функциями и действующие по заданным правилам. Отличительными особенностями деловой игры, как активного метода обучения, являются:
- обеспечение "вынужденной" активизации деятельности обучаемого, даже вне зависимости от его субъективного желания участвовать в процессе обучения;
- обеспечение повышенной степени мотивации и эмоциональности;
- обеспечение прямых и обратных связей по взаимодействию обучаемого с преподавателем или при ролевом коллективном обучении - друг с другом.

Общие условия проведения деловой игры "Проект информатизации ОУ".

1. Слушатели разбивается на подгруппы (игровые команды) по 10 человек в каждой команде. Члены подгруппы выбирают руководителя и распределяют игровые роли: руководитель проекта; зам. руководителя по организационным вопросам; экономист проекта; специалист по техническим вопросам; специалист по связям с общественностью; дизайнер проекта; советник-аналитик; психолог, социолог группы; Web-мастер; архитектор проекта.

2. Преподаватели-игротехники исполняют роли экспертов по узкому кругу вопросов: ожидаемый результат и ближайшее последействие проекта; техническая грамотность проекта; бюджет и организация проекта; PR проекта. Эксперты проводят мастер-классы, оценивают работу игровых команд, подводят итоги игры, в необходимых случаях консультирует участников игры.

3. Участники игры (до начала занятия и в ходе игры): изучают необходимую литературу по теме; анализируют исходную информацию и условия игры; готовят необходимые исходные данные; выступая в тех или иных ролях в соответствии со сценарием игры.

4. По окончании игрового дня капитаны команд докладывают о результатах групповой работы. Члены команды, в соответствии с распределенными ролями проходят экспертизу проекта у преподавателей-экспертов.

5. Результаты работы команд в ходе занятий оформляются в виде Web-сайта, на страницах которого представляется разработанный участниками проектной группы перспективный план информатизации ОУ.

6. Активность и вклад каждого игрока проектной группы оценивается путем анкетирования участников команды.

7. На заключительном этапе проводится коллективная защита созданных проектов, выступление экспертов, оценивается работа подгрупп и отдельных игроков. По итогам устанавливаются места, занятые командами.

Деловая игра проводится в течение двух заключительных учебных дней. Итогом первого игрового дня работы проектной группы является разработка содержательной части проекта и прохождение экспертизы по определенным сценарием игры направлениям. Во второй игровой день проектная группа исправляет замечания экспертов, оформляет материалы проекта, готовит его защиту. Для сплочения группы и создания дружественной обстановки в коллективе на занятия может быть приглашен психолог.

Опыт проведения занятий в форме деловой игры продемонстрировал высокую эффективность обучения, результаты работы проектных групп представлены на сервере НРЦ ФИО (http://www.novgorod.fio.ru/projects/index24.htm).

Комментариев нет:

Отправить комментарий