четверг, 15 октября 2009 г.

МЕТОДЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МУЛЬТИМЕДИА В ОБУЧЕНИИ ШКОЛЬНИКОВ

Назад Вперед
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МУЛЬТИМЕДИА-ТЕХНОЛОГИЙ В ОБЩЕМ СРЕДНЕМ ОБРАЗОВАНИИ
О Проекте Структура Курса

Тема 8. МЕТОДЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МУЛЬТИМЕДИА В ОБУЧЕНИИ ШКОЛЬНИКОВ

8.1. ИЗУЧЕНИЕ ШКОЛЬНИКАМИ ОСОБЕННОСТЕЙ МУЛЬТИМЕДИА

Мультимедиа как объект изучения. Обучение школьников методам поиска, сбора и анализа мультимедиа-информации

Во многих случаях мультимедиа из средства обучения превращается в объект изучения. При этом школьники не столько используют мультимедиа, сколько осваивают особенности создания и использования ресурсов, сочетающих в себе информацию разных видов. Как правило, такое изучение предусматривается содержанием школьных курсов информатики и информационно-коммуникационных технологий. Рассмотрим основные возможные методические этапы такого изучения.
     Очевидно, что изучение мультимедиа необходимо начинать со знакомства с информацией и ее особенностями. Информация (в переводе с латинского informatio - разъяснение, изложение) - это ключевое понятие современной науки, которое стоит в одном ряду с такими как "вещество" и "энергия". Существует три основные интерпретации понятия "информация".
     Научная интерпретация. Информация - исходная общенаучная категория, отражающая структуру материи и способы ее познания, несводимая к другим, более простым понятиям.
     Абстрактная интерпретация. Информация - некоторая последовательность символов, которые несут как вместе, так в отдельности некоторую смысловую нагрузку для исполнителя.
     В настоящее время термин информация имеет глубокий и многогранный смысл. Во многом, оставаясь интуитивным, он получает разные смысловые наполнения в разных отраслях человеческой деятельности:

  • в житейском аспекте под информацией понимают сведения об окружающем мире и протекающих в нем процессах, воспринимаемые человеком или специальными устройствами;
  • в технике под информацией понимают сообщения, передаваемые в форме знаков или сигналов;
  • в теории информации (по К. Шеннону) важны не любые сведения, а лишь те, которые снимают полностью или уменьшают существующую неопределенность;
  • в кибернетике, по определению Н. Винера, информация - это та часть знаний, которая используется для ориентирования, активного действия, управления, т.е. в целях сохранения, совершенствования, развития системы;
  • в семантической теории (смысл сообщения) - это сведения, обладающие новизной, и так далее...

До понимания учащихся необходимо донести, что по способу восприятия информацию разделяют на следующие виды: визуальная, аудиальная, вкусовая, обонятельная и тактильная. Такое деление основывается на чувствах, с помощью которых информация воспринимается человеком: зрение, слух, вкус, обоняние и осязание соответственно. Научные исследования показывают, что свыше 90% информации, получаемой человеком из внешнего мира, приходится на зрение и слух, около 10% - на вкус, обоняние и осязание. Мир живой природы дает великое множество примеров, когда органы чувств (органы получения информации) достигли удивительного совершенства: зоркость глаза орла, круговое поле зрения стрекозы, тонкость обоняния и слуха диких животных. Встречаются у животных и органы чувств, которых человек не имеет.
     Изучая мультимедиа, школьники должны усвоить главное - это понятие многозначно. Так, в частности, в силу многозначности термина мультимедиа под ним часто понимаются:

  • технология, описывающая порядок разработки, функционирования и применения средств обработки информации разных типов;
  • продукт, сделанный на основе мультимедийной технологии;
  • мультимедийная программа;
  • компьютерное аппаратное обеспечение (наличие в компьютере CD-ROM Drive - специального устройства для чтения компакт-дисков, звуковой и видеоплаты, с помощью которых возможно воспроизведение звуковой и видеоинформации, джойстика и других специальных устройств).
  • особый обобщающий вид информации, которая объединяет в себе как традиционную статическую визуальную (текст, графику), так и динамическую информацию разных типов (речь, музыку, видео фрагменты, анимацию и т.п.).

Таким образом, школьник должен понять, что в широком смысле "мультимедиа" означает спектр информационных технологий, использующих различные программные и технические средства с целью наиболее эффективного воздействия на пользователя (ставшего одновременно и читателем, и слушателем, и зрителем).
     Благодаря применению в мультимедийных продуктах и услугах одновременного воздействия графической, аудио (звуковой) и визуальной информации эти средства обладают большим эмоциональным зарядом и активно включаются как в индустрию развлечений, в практику информационных учреждений, так и в домашний досуг.
     Практика показывает, что эффективному овладению понятиям и свойствами мультимедиа существенно способствует информационный поиск, осуществляемый школьниками, как на занятиях по информатике, так и на других учебных занятиях.
     Обучаемому для выполнения процедуры информационного поиска необходимо определить, что и с помощью чего искать, а также иметь возможность выбора вида деятельности по поиску и обработке информации, который способствовал бы обеспечению максимальной интерактивности. Однако, при этом школьник имеет возможность выбрать наиболее подходящий для себя способ поиска мультимедиа-информации и решать одну и ту же задачу различными способами.
     Информационный поиск, осуществляемый школьниками, основан на взаимодействии с мультимедиа-ресурсами, опубликованными во всемирной телекоммуникационной сети Интернет.
     Современная сеть Интернет, действительно, в состоянии предложить школьникам массу мультимедиа-информации самого разного профиля. Здесь можно познакомиться с новостями, интересно провести время, получить доступ к разнообразной справочной, энциклопедической и учебной информации. Интернет можно эффективно использовать для решения самых разных задач в школе и дома.
     Самая главная проблема, возникающая при работе с Интернет, - быстро найти нужную мультимедиа-информацию и разобраться в ней, оценить информационную ценность того или иного ресурса для своих целей.
     Путь к огромному информационному багажу человечества, хранящемуся в библиотеках, фонотеках, фильмотеках, лежит через карточки каталогов. В Интернете существуют аналогичные механизмы для нахождения требуемой информации. Речь идет о поисковых серверах, служащих отправной точкой для пользователей. С содержательной точки зрения о них можно говорить как о специальной службе сети Интернет, хотя они используют механизмы Всемирной Паутины и с технической точки зрения не выходят за ее рамки.
     Поисковые сервера достаточно многочисленны и разнообразны. Принято различать поисковые индексы и каталоги. Сервера-индексы работают следующим образом: регулярно прочитывают содержание большинства веб-страниц сети Интернет ("индексируют" их), и помещают их полностью или частично в общую базу данных. Пользователи поискового сервера имеют возможность осуществлять полнотекстовый поиск по этой базе данных, используя ключевые слова, относящиеся к интересующей их теме. Выдача результатов поиска обычно состоит из выдержек рекомендуемых вниманию пользователя страниц и их адресов (URL), оформленных в виде гиперссылок. Работать с поисковыми серверами этого типа удобно, когда хорошо представляешь себе, что именно хочешь найти.
     Каталоги выросли из списков интересных ссылок, закладок (bookmarks). По сути дела они представляют собой многоуровневую смысловую классификацию ссылок, построенную по принципу "от общего к частному". Иногда ссылки сопровождаются кратким описанием мультимедиа-ресурса. Как правило, возможен поиск в названиях рубрик (категориях) и описаниях ресурсов по ключевым словам. Каталогами пользуются тогда, когда не вполне четко знают, что именно ищут. Переходя от самых общих категорий к более частным, можно определить, с каким именно мультимедиа-ресурсом сети Интернет следует ознакомиться. Поисковые каталоги уместно сравнивать с тематическими библиотечными каталогами, словарями-тезаурусами или биологическими классификациями животных и растений. Ведение поисковых каталогов частично автоматизировано, но до сих пор классификация ресурсов осуществляется главным образом вручную.
     Поисковые каталоги бывают общего назначения и специализированные. Поисковые каталоги общего назначения включают в себя мультимедиа-ресурсы самого разного профиля. Специализированные каталоги объединяют только мультимедиа-ресурсы, посвященные определенной тематике. Им часто удается достичь лучшего охвата ресурсов из своей области и построить более адекватную рубрикацию.
     В мире существует огромное количество опубликованных в сети Интернет мультимедиа-средств самого разного назначения. Без специальных средств ориентировка в этом гигантском объеме информации просто невозможна. Решают эту проблему поисковые серверы, которые хранят миллионы ссылок на разные темы и производят поиск нужных документов по запросу пользователей.
     Для того чтобы облегчить поиск мультимедиа-ресурсов были созданы каталоги Web-серверов и поисковые машины. В большинстве случаев каталог представляет собой тематические подборки ссылок на Web-ресурсы (медицина, политика, программирование и т.д.). Поисковые же машины позволяют попасть на страничку, текст которой содержит заданный набор слов. Каждая поисковая машина обладает своими специфическими возможностями, достоинствами и недостатками.
     Если мультимедиа-ресурс, который ищет школьник, расположен в русскоязычной части сети Интернет, целесообразно воспользоваться российскими поисковыми серверами. Они лучше работают с русскоязычными поисковыми запросами и снабжены интерфейсом на русском языке.
     Индексирующие сервера российского сегмента сети Интернет:

Российские каталоги общего назначения:

При работе с информационным наполнением мультимедийных средств и ресурсов школьники переносят свои умения оперирования с информацией различных типов в новую информационную обстановку.
     Отбор мультимедиа-информации должен производиться согласно принципу фильтрации не только высокоэффективной, корректной и достоверной информации. С помощью мультимедийных средств обучения учащийся получает представление обо всем спектре информационных ресурсов. Отобранные мультимедиа-ресурсы должны наглядно демонстрировать, что на достаточно популярных серверах известнейших издателей может находиться большое количество неточной, недостоверной и некорректной мультимедийной информации. Отмечается опасность рекламной информации, которая часто содержит умышленные ошибки и достаточно вольное обращение с фактами.
     Примеры свидетельствуют, что научная недостоверность мультимедиа-ресурсов, получаемых из Интернет, может быть результатом того, что автор сознательно или несознательно не включает в сообщение мультимедиа-информацию в полном объеме. Внимание может привлекаться к какому-то одному свойству материального объекта или явления. Может быть предпринята неудачная попытка популяризации научных знаний. Как правило, все случаи отбора недостоверной и неточной информации должны сопровождаться соответствующими комментариями и пояснениями.
     Одним из существенных моментов в отборе содержания и построении мультимедийных ресурсов является включение в них средств знакомства обучаемых с основными формами мультимедийного интерактивного общения в реальных телекоммуникационных средах, к числу которых, в первую очередь, относятся телеконференции, чаты и электронная почта. Не следует забывать, что в телеконференции общение происходит вокруг определенного предмета или темы, в то время как чат, как правило, своей темы не имеет. Однако, существуют тематические чаты, в которых участники заранее оповещаются о теме и дате проведения чата, а для общения приглашаются заинтересованные люди.
     Современные мультимедиа-ресурсы и, особенно мультимедийные сайты Интернет, обладает еще одной интересной возможностью, с которой должны быть знакомы школьники. Речь идет о первых попытках оцифровки человеческих эмоций: в неформальных мультимедийных Интернет-ресурсах все чаще употребляются так называемые "смайлики" - значки, символизирующие восторг, радость, печаль, удивление и пр. Интерактивное общение обучаемых с информационным наполнением мультимедиа-ресурсов и общение между собой посредством телекоммуникационных ресурсов предусматривает использование смайликов. Однако, учителям следует учитывать, что использование настоящей сети подразумевает физическое отсутствие участников коммуникации в акте коммуникации. Это приводит к тому, что в ходе общения чувства можно не только выражать, но и скрывать, равно, как и можно выражать чувства, которые человек в данный момент не испытывает.

     В процессе изучения мультимедиа и методов поиска мультимедиа-информации школьникам могут быть предложены эмпирически проверенные практические приемы и рекомендации поиска с использованием мультимедиа-средств, которые помогают структурировать время, внимание (тема, написанная на бумаге) и т.д. Вот некоторые из рекомендаций, предлагаемых обучаемым:
     1. Прежде чем начать поиск, надо определить, по какой теме необходимо искать информацию, записать ее на лист бумаги и положить его перед собой. Это поможет "не сбиться с курса".
     2. Необходимо продумать, сколько времени потребуется для одного сеанса общения с мультимедиа-ресурсом и попытаться удержаться в рамках определенного времени.
     3. Для того, чтобы найти требуемую информацию в различных мультимедиа-ресурсах на различных сайтах, необходимо подобрать ключевые слова и сочетания слов, наиболее подходящих к искомой теме, для чего:
  • составить список используемых поисковых систем и каталогов;
  • составить ориентировочный список мультимедиа-ресурсов по определенной теме;
  • подобрать информацию по данной теме;
  • предложить темы и названия телепередач, статей, видео- или аудио продукции, которые могут дополнить найденный материал.

4. В процессе работы обязательно будут встречаться интересные ссылки, но, совсем не относящиеся к делу. Надо постараться игнорировать их, или же добавлять их в список "закладок", который предусмотрен программой просмотра. В следующий раз к ним можно будет вернуться. 5. Лучше всего изучить интересующий мультимедиа-документ целиком, затем перейти по ближайшим к заданной теме ссылкам.
     Для школьников очень важны навыки оценки мультимедиа-информации с точки зрения ее организации и устройства, а также формирование умений работы с информацией с помощью различных приемов и заданий. В связи с этим целесообразно изучение синтаксического устройства мультимедиа-информации, логики и структуры ее построения, обучение умениям отделять корректную научно обоснованную аргументацию от аргументации некорректной.
     В данном случае, роль педагогов заключается не только в том, чтобы направлять школьников и оградить их от негативного влияния некорректной и недостоверной мультимедиа-информации, но и привить необходимые умения, обладая которыми, учащиеся смогли бы в дальнейшем осуществлять индивидуальную информационную защиту.
     Отдельное внимание должно быть уделено случаям, когда обучаемые занимаются поиском и сбором информации для своих мультимедийных проектов. Когда учащимся требуется собрать информацию для некоторого проекта, доклада или презентации, им следует, прежде всего, сосредоточиться на следующих ключевых этапах:

  • четкое формулирование критериев поиска;
  • поиск мультимедиа-информации и оценка его результатов;
  • внедрение найденной информации в контекст изучаемой тематики.

Такая трехэтапная стратегия отбора мультимедиа-информации развивает у учащихся аналитическое и творческое мышление и может быть применена:

  • в качестве аргументации в дискуссиях школьников;
  • при обмене учебными материалами;
  • при взаимодействии с учителем;
  • при применении стратегий поиска мультимедиа-информации;
  • для освоения гипертекстовой навигации;
  • при восприятии текстов на слух;
  • для усвоения информации путем ее дискретизации;
  • для восстановления неполной мультимедиа-информации;
  • для быстрого просмотра и оценки найденных мультимедиа-ресурсов;
  • при работе в группах.

Указанные выше методы могут лечь в основу методологии обучения школьников грамотному и корректному использованию мультимедиа-ресурсов в последующей деятельности, положительно отразиться на умениях школьников находить и разрабатывать мультимедиа-ресурсы.

8.2. МЕТОДЫ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ УЧАЩИХСЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СРЕДСТВ МУЛЬТИМЕДИА

Педагогические сценарии обучения. Методы активного обучения школьников. Метод проектов. Метод информационного ресурса. Метод демонстрационных примеров

Обучение школьников использованию мультимедиа-ресурсов, как в изучении школьных дисциплин, так и в последующей профессиональной деятельности должно опираться на методы активного обучения и методы развития познавательной деятельности учащихся.
     Общеизвестно, что в школьном обучении применяются самые различные методы. В большинстве случаев преподавание базируется на принципе воспроизведения информации, сообщенной ранее учителем. В результате чего у многих учеников преобладает только воспроизводящее мышление. Это становится препятствием к быстрому и самостоятельному восприятию новых знаний и, следовательно, не обеспечивает потенциал роста интеллекта. Кроме того, специфика обучения с использованием мультимедиа-технологий связана с проведением большей части учебного времени за компьютером, что не способствует развитию монологической речи.
     Существуют методы активного обучения, которые побуждают школьников стать активными участниками учебного процесса, а не только пассивно впитывать получаемую от учителя информацию.
     Наиболее распространенным методом обучения является объяснительно-иллюстративный, при котором основное внимание сосредотачивается на изложении знаний в определенной системе, в наглядной и доступной форме, от простого к сложному. Учитель сообщает готовую информацию разными средствами, а учащиеся воспринимают, осознают и фиксируют в памяти эту информацию. При этом каждый педагог стремится, прежде всего, сообщить нужный материал и добиться прочности его усвоения. Для приобретения учащимися навыков и умений учитель системой заданий организует деятельность школьников по многократному воспроизведению полученных ими знаний и увиденных способов деятельности. Учитель дает задания, а учащиеся их выполняют - решают сходные задачи, т.е. осуществляют неоднократное повторение аналогичных действий. Воспроизведение и повторение способа деятельности по заданиям учителя являются главным признаком метода, названного репродуктивным. Объяснительно-иллюстративный и репродуктивный методы отличаются тем, что они обогащают учащихся знаниями, навыками и умениями, формируют у них основные мыслительные операции (анализ, синтез, абстрагирование и т.д.), но не гарантируют развития творческих способностей учащихся, не позволяют планомерно и целенаправленно их формировать. Деятельность учащихся заключается в восприятии, осмыслении, запоминании новой информации.
     Традиционное преподнесение учебного материала - один из наиболее экономных способов передачи знаний учащимся. Эффективность этого метода проверена многолетней практикой, и он завоевал себе прочное место в школах всех стран, на всех этапах обучения. Но нельзя пользоваться этим методом чрезмерно и без нужды. Необходимо применять и другие методы обучения. Эти слова, в первую очередь, следует отнести к обучению с использованием мультимедиа.
     Организуя преподнесение учебного материала, учитель оказывает влияние на активизацию познавательной деятельности учащихся, но это влияние носит косвенный характер. На уроке не у всех учеников включается активная познавательная деятельность. Для целенаправленного влияния на эту деятельность существуют активные методы обучения. В самом названии заложена сущность метода - не простое запоминание, а активная интеллектуальная деятельность учащихся.
     Если на занятии работает только преподаватель, учащиеся пассивны, т.е. бездеятельны, безучастны, безразличны ко всему, что происходит в классе, такой урок не имеет никакой ценности.
     При использовании мультимедиа-ресурсов необходимо стремиться к такой организации познавательной деятельности по усвоению содержания, при которой учащиеся не только приобретают новые знания и умения, но и достигают высокого уровня развития своих познавательных сил. Учащегося необходимо включать в познавательную деятельность, которая направлена на достижение цели, объединяющей учителя и ученика, - на формирование творческой личности. Задача каждого учителя состоит в том, чтобы научить молодых людей творчески мыслить, подготовить их к жизни, к практической работе. Творческое мышление проявляется при решении проблем.
     Направление и уровень активности во многом определяет система потребностей и мотивов учащегося. Это то, что побуждает человека ставить проблемы, концентрировать усилия на их разрешении. Поэтому воспитание личности ученика как будущего специалиста зависит, в первую очередь, от его потребностей и мотивов. Именно потребность стимулирует познавательную деятельность. Соотношение различных мотивов обусловливает выбор содержания воспитания, конкретных форм и методов обучения, условия организации всего процесса формирования активной творческой личности.
     Можно выделить две большие группы мотивов: мотивы достижения и познавательные мотивы. При познавательной мотивации неизвестное новое знание совпадает с целью познавательной деятельности, т.е. человека интересует процесс и содержание познаваемого. При мотивации достижения познавательная деятельность является средством достижения цели, находящейся вне этой познавательной деятельности, т.е. человека интересует результат, который может быть получен в результате каких-то познавательных усилий, например положительная оценка.
     В педагогике и психологии показано, что на формирование личности и ее психическое развитие постоянное и устойчивое влияние оказывают знания, основанные на познавательном интересе. Развитие познавательной мотивации значительно повышает активность обучающихся и эффективность процесса обучения. Также познавательная мотивация является основой развития склонностей человека.
     Познавательная мотивация способствует перенастройке психических процессов восприятия, памяти, мышления и других возможностей человека, способствующих выполнению той деятельности, которая вызвала интерес. В нашем случае такой деятельностью может стать оперирование школьниками с мультимедиа-ресурсами. В процессе формирования познавательного мотива происходит ориентировка, актуализация имеющихся у учащихся знаний и способов деятельности, корректировка деятельности на основе сопоставления полученного результата с целью, напряжение волевых усилий. Однако система образования ориентирована преимущественно на стимуляцию именно мотивации достижения: получить хорошую отметку, успешно сдать экзамены и т.п. Когда главной задачей учащегося является успеваемость, направление его усилий смещается с "производства знаний" на "производство отметки". Но, не смотря на это, в обучении нельзя отказаться от мотивации достижения. Ее следует поставить на службу познавательной мотивации, имея в виду главное - всестороннее развитие личности школьника.
     При использовании форм и методов активного обучения создаются возможности формирования у учащихся познавательной мотивации.
     Активные методы обучения в сочетании с использованием мультимедиа помогают изменить роль учащегося, превращая его из пассивного слушателя в активного участника учебного процесса. Активность его проявляется в самостоятельном поиске ресурсов, средств и способов решения поставленной проблемы, в приобретении знаний, необходимых для выполнения практической задачи. Проблемное обучение и самостоятельная работа являются основными средствами активизации учения школьников.
     Кроме вынужденной активности указанный метод обладает еще и высокой степенью вовлеченности. Все это развивает стремление к знаниям, возбуждает интерес к изучаемому предмету. Сначала интерес начинается с любопытства, потом перерастает в любознательность, а на высшей ступени развития - в привычку к систематическому умственному труду. Познавательный интерес имеет очень большую побудительную силу: он заставляет человека активно стремиться к познанию, активно искать способы и средства удовлетворения возникшей у него потребности в знаниях. Наличие у школьников постоянного интереса к учению создает условия, при которых их внутренние усилия согласуются с внешними воздействиями учителя, что обеспечивает оптимальный уровень активности в учебно-познавательной деятельности учащихся с использованием мультимедиа-ресурсов.
     Говоря о возможных методах поиска мультимедиа-информации, следует помнить, что любой человек по своей природе является исследователем. Его поисковая деятельность заключается в обнаружении особенностей, свойств и характеристик явлений и объектов внешней среды, в определении их сущности и содержания, в оценке ролей, значения. На основе полученной информации он ставит для себя цели и разрабатывает программы своих действий. Познавательная деятельность человека проходит в условиях активно-опережающего восприятия и отражения окружающего мира, решения различного рода проблемных ситуаций, без чего поставленная цель не может быть достигнута. В основе активного обучения лежит принцип непосредственного участия, который обязывает учителя сделать каждого учащегося участником учебно-воспитательного процесса, действующим, ведущим поиск путей и способов решения изучаемых в учебном курсе проблем.
     Активные методы обучения в сочетании с использованием мультимедиа-технологий позволяют формировать знания, умения и навыки путем вовлечения учащихся в активную учебно-познавательную деятельность. Учащиеся научаются планировать предстоящую работу, рационально организовывать ее выполнение, осуществлять самоконтроль и работать в определенном темпе. При пассивном восприятии информации школьники сохраняют в памяти:

Вместе с тем при активном восприятии информации с использованием мультимедиа-ресурсов школьники удерживают в памяти 80% того, что говорили сами и 90% того, что делали сами. (Посмотреть флеш-анимацию)
Активные методы обучения не только резко улучшают запоминание материала, но и способствуют его реализации в повседневной жизни.
     Использование активных методов обучения в сочетании с использованием ресурсов и технологий мультимедиа способствует достижению следующих развивающих целей:

  • формирование навыков продуктивного общения в условиях учебного процесса, в той или иной мере приближенных к реальным условиям;
  • развитие умения аргументировать свою точку зрения, формулировать и излагать свои мысли;
  • развитие способности анализировать ситуации, выделять причины их возникновения, находить средства и способы их разрешения;
  • воспитание твердости, необходимой для защиты своих позиций перед другими;
  • совершенствование процессов внимания, памяти, мышления.

Рассмотрим существующие методы применения мультимедиа-ресурсов в образовательном процессе школы.
     Метод проектов. В мировой практике ведутся поиски способов организации самостоятельной деятельности учащихся, предусматривающие вовлечение каждого учащегося в активную познавательную деятельность. Одним из способов такой самостоятельной работы является обучение в сотрудничестве. На смену фронтальным работам все больше приходят индивидуальные, парные, групповые. Парная или групповая работа обучаемых с использованием мультимедиа-ресурсов оказывается намного эффективней объяснительно-иллюстративного и репродуктивного методов.
     Учащиеся в группах разрабатывают план совместных действий, находят источники информации, способы достижения целей, распределяют роли, выдвигают и обсуждают идеи. Все учащиеся оказываются вовлеченными в познавательную деятельность. Обучение в сотрудничестве позволяет овладеть элементами культуры общения в коллективе и элементами управления (умение распределять обязанности для выполнения общего задания, полностью осознавая ответственность за совместный результат и за успехи партнера).

     Идеи проектности хорошо сочетаются с индивидуальной и групповой формой организации самостоятельной деятельности учащихся. Первые проекты, где учащимся разных стран была представлена возможность регулярно общаться через компьютерную сеть, появилась в начале 80-х годов прошлого столетия. Дальнейшие исследования в этой области показали, что необычайно высокий педагогический эффект может дать специально организованная совместная работа учащихся в сети c использованием мультимедиа-технологий. Ее основу составляют учебные проекты, которые выполняются совместно несколькими (географически разнесенными) группами учащихся, связанные между собой компьютерной сетью. Разнообразие в образе жизни, культуре, языке, географическим положением - необходимое условие телекоммуникационных проектов.
     Основой учебного процесса следует считать деятельность ученика, мобилизацию его интеллектуальных, волевых усилий, эмоциональных переживаний. Учитель должен направлять, корректировать эту деятельность. Важно, чтобы содержание учебного материала, формы, методы, средства обучения соответствовали реальным и потенциальным возможностям учеников, выступали фактором мотивации обучения.
     В педагогической практике особо значимыми являются методы организации познавательной деятельности обучаемых, обеспечивающие усвоение определенных знаний, формирование умений и навыков, в том числе и таких, которые позволяют обучающимся применять полученные знания, умения и навыки на практике при решении конкретных жизненных проблем. Метод учебных проектов является одним из методов творческого развития личности.
     Основные требования к использованию метода проектов:
  • наличие значимой в исследовательском, творческом плане задачи, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения;
  • практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов;
  • самостоятельная (индивидуальная, парная) деятельность ученика;
  • определение базовых знаний из различных областей, необходимых для работы над проектом;
  • структурирование содержательной части проекта;
  • использование исследовательских методов;
  • определение проблемы, вытекающих из нее задач исследования;
  • выдвижение гипотезы их решения, обсуждение методов исследования;
  • анализ полученных данных;
  • оформление конечных результатов;
  • подведение итогов, выводы, творческие отчеты и т.д.

Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы, предусматривающей, с одной стороны, использование разнообразных методов, с другой - интегрирование знаний, умений из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей. Работа по методу проекта предполагает не только наличие и осознание какой-то проблемы, но и процесс ее раскрытия.
     Выполнение проектного задания способствует:

  • формированию системы базовых знаний и навыков и дальнейшему их пополнению и развитию;
  • выработке устойчивой мотивации и ощущения потребности в приобретении новых знаний, необходимых в работе над проектом;
  • активизации познавательной деятельности учеников, особенно при выполнении ими проектно-компьютерных исследований;
  • развитию творческих способностей, позволяющих реализовывать проектную задачу в соответствии с собственным видением;
  • воспитанию инициативности в получении новых знаний и самостоятельности в расширении сфер их применения;
  • осознанию учениками себя творцами собственных знаний.

Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учеников - индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. В ходе этой деятельности целесообразно использованием мультимедиа-ресурсов. Этот подход органично сочетается с групповым подходом к обучению.
     Метод информационного ресурса. Работа учащихся с книгой, учебником, справочной, научно-популярной и учебной литературой в дидактике считается одним из важнейших методов обучения. В настоящее время к этим источникам можно в полной мере добавить и мультимедиа-ресурсы.

Главное достоинство этого метода - возможность для обучающегося многократно обрабатывать учебную информацию в доступном для него темпе и в удобное время. Учебная литература и мультимедиа-средства успешно выполняют все дидактические функции: обучающую, развивающую, воспитывающую, побуждающую, контрольно-коррекционную. Наибольшее распространение получили два вида работы с информационными ресурсами: на уроке, под руководством учителя и самостоятельная работа с целью закрепления и расширения знаний.
     Метод работы с учебной литературой и мультимедиа-ресурсами эффективно применяется в школе. Однако в условиях информационного взрыва ценность учебной литературы приходится все время пересматривать.
     Для стремительно развивающихся информационных технологий сети Интернет данная проблема становится чрезвычайно актуальной. Кроме того, коммерциализация Интернет способствует "выбрасыванию" на рынок печатной продукции низкого качества. Это положение ставит учителя перед большой проблемой: на какие информационные ресурсы опираться при изложении учебного материала, что порекомендовать ученикам для самостоятельного изучения и закрепления знаний.
     Еще одним немаловажным фактором выступает то, что современные гипермедиа-технологии, реализованные в сети Интернет, позволяют связывать между собой разрозненную мультимедиа-информацию, находящуюся на различных серверах, производить ее структуризацию, создавая тем самым целостный информационный мультимедиа-ресурс, размеры которого могут быть в принципе не ограничены.
     Таким образом, задача учителя, использующего метод информационного ресурса, - подобрать нужные ресурсы и сориентировать в них школьников.
     Основные отличия данного метода от стандартных методов программированного обучения и метода работы с литературой состоят в следующем:
  • используемые мультимедиа-ресурсы находятся на различных серверах в сети Интернет;
  • количество мультимедиа-ресурсов и связей между ними может быть практически неограниченным;
  • система подачи информации мультимедиа-ресурса с помощью гипертекста позволяет обучаемому находить собственную траекторию прохождения учебного материала, углублять и расширять знания по своему желанию и возможностям;
  • гипермедиа-технологии, использующиеся в сети Интернет, позволяют при необходимости встраивать в учебный материал иллюстрации, анимацию, видеоролики, озвучивать информацию.

Основная цель использования метода информационного ресурса - закрепление и расширение теоретических знаний путем ориентации школьника в огромном количестве самой разнообразной информации, которая ему необходима и удовлетворяет его познавательные потребности.
     Деятельностью ученика при использовании метода информационного ресурса управляет учитель - это сообщение конкретных знаний, подборка и систематизация мультимедиа-ресурсов с целью закрепления и расширения знаний, а также проведение контроля знаний обучаемых. Это определяет учебно-контролирующую деятельность учителя.
     Использование данного метода способствует не только формированию теоретических знаний учеников, но и служит пропедевтикой для дальнейшего использования данного метода будущими учителями в профессиональной деятельности.
     К недостаткам метода информационного ресурса можно отнести значительные затраты времени как со стороны учителя, связанные со сбором и структуризацией мультимедиа-ресурсов, повышенным требованием к качеству используемых мультимедиа-ресурсов в процессе обучения, единообразность ресурсов (сходные интерфейс и навигация), так и со стороны ученика: навигация, просмотр, чтение и т.д.

8.3. МУЛЬТИМЕДИА И УЧЕБНАЯ ИГРА

Проведение деловых и дидактических игр со школьниками с использованием средств мультимедиа

Мультимедиа-технологии и созданные мультимедиа-ресурсы могут быть использованы при реализации самых разных методов обучения. Одними из методов, в которых использование мультимедиа может дать наибольший педагогический эффект, являются различные игры, используемые в учебном процессе.
     Существующие школьные дисциплины ставят перед собой задачу не только сообщить учащимся определенную информацию и научить действовать в определенных, наиболее часто встречающихся ситуациях, но и привить заинтересованность к углубленному или самостоятельному изучению предмета. Эта заинтересованность является одной из форм проявления повышения познавательной активности школьников. Совершенно очевидно, что ее повышение способствует более глубокому изучению дисциплин. Таким образом, повышение познавательной активности на уроках представляет собой положительную во всех отношениях тенденцию. Внедрение же в повседневную практику дидактических игр с использованием мультимедиа-ресурсов активно способствует этому.
     Многие игры несут в себе элемент познания. В каких-то играх это проявляется сильнее, в каких-то менее сильно. Существует целый ряд игр, направленных на развитие внимания, интеллекта, на передачу новой информации. Как и всякий интеллектуальный труд, учеба достаточно быстро вызывает утомление, снижение концентрации внимания и способности к восприятию информации. Механическое заучивание материала, зубрежка, нередко практикуемые в школах, вызывают утомление, неприятие учебы, а со временем, могут вызвать реакцию отторжения.
     При этом существует достаточно простой, не требующий больших трудозатрат способ сделать процесс приобретения знаний интересным. Это, так называемая, дидактическая игра. Во время игры школьник незаметно для себя выполняет те задания, ту работу, которые в обычном виде кажутся ему скучными, неинтересными, трудными. Использование мультимедиа-ресурсов позволяет сделать такие игры более яркими, живыми и интересными. Существуют дидактические игры, реализация которых без использования мультимедиа-технологий становится невозможной.
     Развивающее обучение, о котором так много говорится в последние годы, безусловно, должно быть основано на личной заинтересованности школьника в получении знаний. Пробудить и развить эту заинтересованность призвано привнесение игровой деятельности в учебный процесс.
     В педагогической практике с давних пор используются игры, помогающие обучению, чтению, письму, счету и т. д. Перед современной школой все острее встает задача не столько передачи "сухой" информации учащимся, сколько необходимость научить их добывать знания самостоятельно, стремиться развить их творческий потенциал. Использование различных дидактических игр с использованием мультимедиа-технологий, как нельзя более подходит для её решения.
     Достаточно сложной задачей, стоящей перед педагогом, является умение управлять игрой, и, как следствие, деятельностью школьников в игре, максимально используя ее образовательные и воспитательные возможности.
     Весьма распространенной ошибкой является восприятие игры лишь как развлекательного момента урока, позволяющего уменьшить напряженность, активизировать внимание учащихся после утомительной работы. В игровой форме, используя компьютерную технику и информацию разных видов, можно привносить новый материал, осуществлять его закрепление, проверку, выявлять пробелы в восприятии материала.
     Общим качеством урока и дидактической игры является наличие четко поставленной дидактической цели, приводящей к определенному результату.
     Перейдем к рассмотрению существенного признака дидактической игры - ее структуры, и проанализируем его на примере игры "Реклама", проводимой с использованием мультимедиа-технологий.
     Игра состоит в том, что школьникам предлагается разработать тот или иной алгоритм решения конкретной задачи, предложенной учителем, и решить ее в соответствии с ним. Как правило, задачи подбираются таким образом, чтобы существовала возможность четырех-пяти способов их решения, а желательно - и больше.
     После выполнения задания, учащимся предлагается произвести его защиту, в ходе которой необходимо объяснить, почему избран тот или иной путь решения, почему он видится исполнителю наиболее рациональным (менее трудоемкий, более лаконичный, более "стройный" и т. д.).
     С целью внесения элемента состязательности в данную дидактическую игру, процесс защиты предлагается назвать "рекламированием".
     Очевидно, что в данном случае учащиеся имеют дело с "рекламой" результатов своего интеллектуального труда. Результаты "рекламной деятельности" учеников выносятся на общее обсуждение всех участников игры, в том числе и учителя.
     Победителем в данной игре является тот, кто смог предложить не только правильное и "красивое" решение поставленной задачи, но и сумел используя мультимедиа-технологии наиболее ярко и убедительно объяснить, почему именно этот способ решения является оптимальным, то есть сумел лучше провести и "рекламную компанию".
     Данный вид игры способствует не только закреплению ранее изученного материала, но и, что немаловажно, готовит школьников к жизни в реальных условиях, когда каждый свой шаг следует уметь объяснить или "защитить" и представить наиболее выгодным образом. Главное отличие создаваемых школьниками мультимедиа- презентаций заключается не в ориентировании на какого-либо "покупателя", а в изучении данного понятия. Возможен выбор понятия для одного, а также нескольких учащихся, причем в последнем случае можно организовать конкурс "реклам". Выбор понятия осуществляется жеребьевкой или по желанию. Кроме того, возможен вариант проведения "рекламы", когда заранее не объявляется "рекламируемый" предмет, его нужно определить по истечении рекламного времени.
     В процессе игры "Реклама" у учащихся может происходить как приобретение новых знаний, так и их закрепление. Поэтому рассматриваемая дидактическая игра может проводиться и на уроке изучения нового материала, и на уроке закрепления знаний.
     Дидактическая игра, проводимая с использованием мультимедиа-технологий, обладает устойчивой структурой, основными компонентами которой являются:

  • игровой замысел;
  • правила;
  • игровые действия;
  • познавательное содержание или дидактическая задача;
  • оборудование;
  • результат игры.

Игровой замысел отражен, как правило, в названии игры. Он заложен в той дидактической задаче, которую надо решить в учебном процессе. Игровой замысел часто выступает в виде вопроса, как бы проектирующего ход игры. Придает игре познавательный характер, предъявляет к участникам игры определенные требования в отношении знаний.
     Правила игры определяют порядок действий и регламентируют поведение учащихся в процессе игры, способствует созданию на уроке рабочей обстановки. Правила дидактических игр разрабатываются с учетом цели урока, возможностей используемых мультимедиа-ресурсов и индивидуальных возможностей учащихся. Этим создаются условия для проявления самостоятельности, мыслительной активности, для возможности проявления у каждого школьника чувства удовлетворенности и успеха. Правила игры прививают умение управлять своим поведением, подчиняться требованиям коллектива.
     Игровые действия регламентируются правилами игры, способствуют повышению познавательной активности учащихся, дают им возможность проявить свои способности, применить имеющиеся знания, умения и навыки, а также используемые компьютерные средства для достижения целей игры.
     Познавательное содержание или игровые задачи являются основой дидактической игры, пронизывая собой ее структурные элементы. Познавательное содержание заключается в усвоении играющими тех знаний и умений, которые применяются при решении учебной проблемы, поставленной игрой.
     Оборудование игры в значительной мере включает в себя оборудование урока. Поскольку в настоящем издании рассматриваются лишь мультимедиа-технологии, достаточно частым является использование компьютеров. Но, не следует исключать и дидактические раздаточные материалы.
     Дидактическая игра имеет определенный результат, который является её финалом, придавая ей логическую завершенность. Подведение итогов игры производится сразу после ее окончания. Это может быть подсчет очков; выявление учащихся, которые лучше выполнили игровое задание; определение команды - победительницы и т.д. Отдельно может быть подведен итог эффективности использования ресурсов и технологий мультимедиа при подготовке игры и при ее проведении.
     Результат игры выступает, прежде всего, в форме решения поставленной учебной задачи. Для учителя результат игры всегда является показателем уровня достижений учащихся в усвоении знаний, или в их применении.
     Все структурные элементы дидактической игры взаимосвязаны между собой, и отсутствие одного из них разрушает игру. Без игрового замысла и игровых действий, без организующих игру правил, дидактическая игра невозможна или она теряет свою специфическую форму, превращается в выполнение указаний, упражнений. Поэтому при подготовке к уроку, содержащему дидактическую игру, необходимо составить краткую характеристику хода игры, учесть уровень знаний и возрастные особенности учащихся, реализовать межпредметные связи.
     Сочетание всех элементов игры, мультимедиа-ресурсов и их взаимодействие повышает организованность игры, ее эффективность, приводит к желаемому результату.
     Конечно, не может быть точного рецепта, где, когда и на сколько минут включать игровой мультимедиа-материал в урок. Здесь важно одно: чтобы игра помогла достичь цели. Количество игр на уроке должно быть разумным. Целесообразно продумать и поэтапное их распределение: в начале урока игра должна помочь заинтересовать, организовать школьника; в середине урока игра должна нацелить на усвоение темы; в конце урока игра может носить поисковый характер. Но на любом этапе урока она должна быть интересной, доступной, включающей разные виды деятельности учащихся с использованием мультимедиа-ресурсов.
     При организации игры на уроке важно продумать и то, в каком темпе она будет проводиться. Игра должна быть динамичной, поэтому недопустимы пространные объяснения и обилие замечаний дисциплинарного порядка. Необходимо хорошо владеть методикой проведения игровых упражнений, четко представлять их цель, соблюдать определенный темп, представляя школьникам относительно большую самостоятельность. Дидактические игры, проводимые с использованием мультимедиа-ресурсов, могут решать разные учебные задачи. Одни игры помогают формировать и отрабатывать у учащихся навыки контроля и самоконтроля. Другие, построенные на материале различной степени трудности, дают возможность осуществлять дифференцированный подход к обучению школьников с разным уровнем знаний.
     Через игру учащийся познает окружающий мир и самого себя, учится анализировать, обобщать, сравнивать. Наглядность, преподнесенная в игровой форме, способствует конкретизации изучаемого материала. Применяемый на уроках игровой прием должен находиться в тесной связи с мультимедиа-ресурсами, с темой урока, с его задачами, а не носить исключительно развлекательный характер.
     Игра стимулирует формирование, наряду с партнерскими отношениями, чувства внутренней свободы, ощущения дружеской поддержки и возможности оказания в случае необходимость помощи своему партнеру, что способствует сближению участников, углубляет их взаимоотношения.
     Игра позволяет смягчить проявление авторитарной позиции педагога, уравнивает в правах всех участников. Это очень важно для получения социального опыта, в том числе взаимоотношений с взрослыми людьми. Наличие определенных игровых ограничений развивает способности играющего к произвольной регуляции деятельности на основе подчинения поведения системе правил, регулирующих выполнение роли. В игре ребенок сталкивается с целым набором различных правил, которые ему необходимо понять, сознательно принять, а в дальнейшем, несмотря на трудности, моделируемые в ходе игры, неукоснительно выполнять.
     У школьника, начиная с младшей школы, четко обозначен игровой дефицит - при желании играть, ребенок не находит возможности для удовлетворения этого стремления на уроках. Поэтому, давая школьнику возможность участвовать в серии ролевых и деловых игр, учитель активизирует его, изменяет мотивацию ребенка на личностно значимую.
     В старших классах школы с применением мультимедиа-технологий рассматривается как возможность учащихся проверить свои силы и готовность к реальной жизни после окончания школы. Наибольшую возможность для этого предоставляют деловые игры. Содержательная сторона игры приобщает участников к жизни. Игра позволяет участникам "делать ошибки" и, анализируя их, видеть причины и последствия таких действий. Это в полной мере отвечает потребностям школьников "быть взрослыми".
     Помимо использования уже готовых дидактических игр, учителям необходимо самостоятельно конструировать игры, грамотно подбирать задания к ним, умело использовать при этом мультимедиа. Целесообразно выделить несколько этапов подготовки и проведения дидактической игры, основанной на использовании мультимедиа-ресурсов. В их числе:

  • замысел,
  • организация,
  • проведение,
  • анализ.

Первый, самый сложный и ответственный этап дидактической игры - замысел, включающий в себя следующие составляющие:

  • выбор класса,
  • определение темы урока,
  • определение типа урока,
  • определение временных рамок,
  • выбор форм и видов игры.

Выбор класса, в котором будет проведена игра, определяется его особенностями (профилем, уровнем обученности, работоспособностью, организованностью и др.). При этом следует учитывать не только проблему поднятия у учащихся интереса к предмету, но и решение основных учебных и воспитательных задач в условиях использования мультимедиа-технологий. Так, например, дидактическая игра с использованием мультимедиа-ресурсов может быть проведена в классе математического профиля со средним или высоким уровнями обученности.
     Неограниченным выбором обладает учитель при определении темы урока, на котором будет проводиться игра. Это может быть как введение в новую тему, так и обзорная; второстепенная по значимости или одна из основных тем курса. При этом учитель должен определить: целесообразно ли тратить достаточно много времени и сил на подготовку и проведение дидактической игры по выбранной теме (если она, например, носит прикладной характер, не имеет особой практической ценности и не играет при этом большой роли при изучении курса).
     Дидактические игры с использованием мультимедиа-технологий применимы ко всем типам уроков. Интересно влияние типа урока на выбор конкретной игры. Для успешной реализации игры учителю необходимо иметь определенный опыт работы с разными дидактическими играми. Дидактическая игра может быть проведена на уроке повторения, обобщения полученных знаний, закрепления навыков решения задач, в качестве подготовки к контрольной работе или как собственно контрольная работа.
     На этапе определения временных рамок следует проанализировать, как продолжительность времени непосредственно проведения дидактической игры, так и затраты времени на ее подготовку с учетом формирования необходимых мультимедиа-ресурсов. Во-первых, будет ли игра на весь урок, или, для нее будут отведена часть урока, или, возможно, она будет проводиться на нескольких уроках в течение нескольких дней (например, серия игр). Во-вторых, время подготовки, может занимать от нескольких дней, до нескольких недель. Это зависит от: выбора вида игры, целей игры, особенностей используемых мультимедиа-ресурсов, распределения обязанностей между учителем и учащимися.
     Выбор форм дидактической игры зависит от нескольких факторов, основными из которых являются: характеристика класса (в том числе какие и как часто применялись формы учебной работы в данном классе); возрастные особенности учащихся; характеристика темы урока, особенности используемых мультимедиа-ресурсов.
     Следующий этап - организация дидактической игры, в свою очередь делится на отдельные составляющие:

  • написание сценария игры,
  • распределение обязанностей между учителем и учащимися,
  • подбор заданий,
  • разработка критериев оценки деятельности учащихся.

Написание сценария - самый трудный и ответственный этап при подготовке дидактической игры с использованием мультимедиа-ресурсов. Его могут разрабатывать как один учитель (группа учителей), так и учитель совместно с группой учащихся (наиболее активные, творчески мыслящие, талантливые ученики). Сценарий дидактической игры должен отражать следующие моменты:

  • подробный план игры,
  • инструкции по проведению каждого этапа игры,
  • список ролей участников (роли целесообразно определить заблаговременно) и реквизита,
  • перечень используемых ресурсов и технологий мультимедиа, особенностей их использования на каждом этапе игры,
  • подборку заданий, упражнений, вопросов с решениями и критериями их оценки;
  • вопросы для анализа игры.

В разработке и подготовке дидактической игры может принимать участие только учитель (группа учителей), который формирует сценарий игры, подбирает задания, критерии их оценки, распределяет роли между учащимися. Возможна совместная работа учителя с группой учащихся или всем классом, например, для другого класса из параллели. В случае работы со всем классом, не должно происходить разделения значимости учащихся в деле подготовки, каждому следует предоставить, по возможности, равные условия для самореализации.
     Подбор заданий и мультимедиа-ресурсов для дидактической игры может производить учитель самостоятельно или совместно с учащимися (например, когда они готовят задания друг для друга). Необходимо четко установить требования к задачам, практическим и творческим заданиям и упражнениям:

  • задания должны отличаться уровнем сложности и желательно иметь несколько способов решения;
  • задания следует подбирать интересные, имеющие практическую значимость, а так же такие, в которых возможна реализация межпредметных связей;
  • выполнение заданий должно быть затруднительно, либо невозможно без знания теоретического материала;
  • решения задач, по возможности, должны быть просты, доступны и осуществимы основной массой учащихся.

Говоря о критериях оценки в дидактической игре, следует отметить то, что:

  • эти критерии разрабатываются учителем (возможно вместе с учениками) заранее и объявляются до проведения игры или в ее начале;
  • оцениваться могут все ученики или только учащиеся, показавшие положительные результаты;
  • групповая работа оценивается по-разному: может оцениваться каждый член группы или оценивается работа всей группы;
  • выставлять оценку могут: учитель, учитель и учащиеся, сами учащиеся;
  • возможны варианты выставления оценки: по ходу урока, в конце игры, после урока (в случае, когда необходимо оценить письменную работу или работу с мультимедиа-ресурсами).

Заключительным этапом проведения дидактической игры с применением мультимедиа-ресурсов является ее анализ, то есть оценка прошедшей игры или серии игр, заключающаяся в ответах на вопросы: что получилось, а что нет; в чем причина неудач, и т.п. Необходимо обратить внимание на следующие важные моменты.
     1. Проводить анализ игры можно в разных формах: устно, когда учащиеся поочередно высказывают свои впечатления; устно выборочно (например, один из членов группы высказывает мнение группы о прошедшей игре); письменно (например, в форме анкетирования).
     2. Анализ игры можно провести либо сразу после урока, либо некоторое время спустя (при желании можно провести двойной анализ).
     3. Анализ дидактической игры необходим как на уровне класса, так и на педагогическом уровне.
     В процессе организации и проведения дидактической игры очень важна роль и позиция педагога в игре, так как успех игры зависит не только от учебных умений и навыков учащихся, но и от профессиональной подготовки педагога, его стиля деятельности, который зачастую полностью обеспечивает оптимальную реализацию познавательного потенциала ученика. Немаловажную роль при этом играет качество и своевременность применения мультимедиа-технологий.

8.4. МУЛЬТИМЕДИА В САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ УЧАЩИХСЯ

Средства и технологии мультимедиа, применяемые в самостоятельной работе учащихся. Методы повышения эффективности самостоятельной работы школьников, предусматривающие использование образовательных мультимедиа-ресурсов

Использование мультимедиа-технологий может существенно видоизменить самостоятельную учебную работу школьников, повышая ее эффективность.
     Во время обучения у школьников необходимо сформировать устойчивую потребность к самостоятельному изучению научной, учебной и методической литературы, потребность в использовании современных мультимедиа-ресурсов, большинство из которых публикуется в сети Интернет. Для этого учащийся должен быть поставлен в ситуацию необходимости собственной познавательной активности. Именно поэтому в системе общего среднего образования важна организация эффективной самостоятельной работы школьников.
     Поскольку многообразие существующих классификаций видов самостоятельной деятельности обучающихся достаточно велико, рассмотрим лишь классификацию по уровню познавательной самостоятельности школьников.
     Воспроизводящие самостоятельные работы по образцу. Работы этого типа выполняются на основе использования образца, в качестве которого могут быть использованы различные мультимедиа-ресурсы. Познавательная самостоятельная деятельность школьников проявляется в узнавании, осмыслении, запоминании, подведении известного метода под новую задачу. Назначение таких работ состоит в закреплении способов выполнения заданий, формировании умений и навыков, их прочному закреплению, создании основы для выполнения заданий более высокого уровня познавательной активности и самостоятельности. Подобные работы могут быть заданы в форме самостоятельной работы с подобранными учителем Мультимедиа-ресурсами, конспектом занятий по отбору и систематизации учебного мультимедиа-материала.
     Эвристические самостоятельные работы. Самостоятельные работы этого типа содержат познавательные задачи, требующие от школьника анализа незнакомой ему ситуации и получения необходимой мультимедиа-информации. При выполнении работ эвристического типа познавательная активность и самостоятельность школьника выражается в проводимых им обобщениях при анализе проблемной ситуации и нахождения способов решения задачи. В результате выполнения таких заданий школьники приобретают опыт поисковой деятельности, овладевают элементами творчества.
     Творческие (исследовательские) самостоятельные работы. Самостоятельные работы этого типа предполагают непосредственное участие школьника в производстве новых для него знаний с использованием мультимедиа-информации. Школьник должен самостоятельно осуществлять выбор средств и методов решения, стоящих пред ним задач, определить и отобрать необходимые для выполнения задания знания и мультимедиа-ресурсы.
     Самостоятельную работу последних двух типов рекомендуется проводить в форме проектов.
     Одним из наиболее распространенных подходов к реализации самостоятельного обучения, основанном на широкомасштабном использовании мультимедиа-информации являются комплексные кейс-технологии. Такие технологии основаны на самостоятельном изучении печатных и мультимедийных учебно-методических материалов, предоставляемых обучаемому в специальной форме (форме кейса). При этом существенная роль отводится традиционным классно-урочным занятиям. При этом часто акцент делается на активную работу школьников в составе групп со специально подготовленными учителями.
     Подобные технологии используют компьютерные сети и опубликованные в них мультимедиа-ресурсы для проведения консультаций, конференций, переписки и обеспечения школьников учебной и другой информацией из электронных библиотек, баз данных и систем электронного администрирования учебных заведений. Важным достоинством используемых для этого мультимедиа-технологий является возможность более оперативного руководства школьниками, их воспитания в процессе общения с учителем и классом.
     В целом, внедрение кейс-технологии в учебный процесс представляет собой удобный способ перехода к большему объему самостоятельного обучения школьников, связанный со стремлением сохранить и использовать богатые возможности традиционных методов обучения в системе общего среднего образования.
     Особенностью мультимедиа-материалов, используемых в самостоятельном обучении в рамках описываемых методов, являются:

  • полнота и целостность системно организованного комплекта мультимедиа-материалов, позволяющих школьникам самостоятельно полноценно изучать дисциплину в условиях возможного сокращения очных контактов с учителем и отрыва от традиционных школьных библиотек;
  • существенная интерактивность всех мультимедиа-ресурсов, предполагающая и стимулирующая активную самостоятельную работу школьников;
  • возможная ориентация на профессиональную деятельность обучаемых (особенно для профильного обучения).

Несмотря на возможное увеличение при этом самостоятельного обучения, важным элементом таких технологий являются традиционные очные занятия в школах, также проводимые с использованием мультимедиа-технологий. Такие занятия должны быть рассчитаны на практическое применение школьниками различных знаний и навыков, полученных в ходе самостоятельного изучения и осмысления больших самостоятельных блоков учебного материала.

Вопросы для самопроверки

1. Укажите основные методы обучения в случае, когда мультимедиа является объектом изучения. Что должно войти в содержание такого обучения школьников?
     2. Что способствует активному изучению мультимедиа-технологий?
     3. Как научить школьников поиску необходимых мультимедиа-ресурсов?
     4. Какова специфика поиска мультимедиа-ресурсов, осуществляемого школьниками в рамках учебных телекоммуникационных проектов?
     5. Какие методы обучения школьников с использованием мультимедиа-технологий можно отнести к методам активного обучения? Почему?
     6. Опишите и проиллюстрируйте на примере метод информационного ресурса.
     7. Опишите и проиллюстрируйте на примере метод проектов, реализуемый с использованием мультимедиа-технологий.
     8. Опишите и проиллюстрируйте на примере метод демонстрационных примеров, реализуемый с использованием мультимедиа-технологий.
     9. Как влияет использование активных методов обучения в сочетании с использованием мультимедиа-технологий на эффективность подготовки школьников? Ответ обоснуйте.
     10. Опишите возможные методы проведения деловых и дидактических игр со школьниками с использованием мультимедиа-средств.
     11. Перечислите основные компоненты и этапы деловых и дидактических игр, проводимых с использованием мультимедиа-технологий.
     12. Возможно ли проведение игр, основанных на мультимедиа-технологиях, в рамках классно-урочной системы? Ответ поясните на примере.
     13. Укажите положительные факторы влияния деловых и дидактических игр на эффективность обучения школьников в условиях использования мультимедиа-технологий? Как в этом случае мультимедиа-технологии способствуют повышению эффективности обучения?
     14. Придумайте пример простейшей учебной игры со школьниками, реализация которой основывалась бы на использовании мультимедиа-технологий.
     15. Перечислите виды самостоятельной работы школьников, проводимой с использованием мультимедиа-технологий и мультимедиа-ресурсов.
     16. Укажите особенности мультимедиа-ресурсов, используемых школьниками в самостоятельной работе.

Разработка Института дистантного образования Российского университета дружбы народов, 2006

Комментариев нет:

Отправить комментарий