четверг, 15 октября 2009 г.

ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ ТВОРЧЕСКОЙ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СРЕДЕ ИНТЕРНЕТ

ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ ТВОРЧЕСКОЙ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СРЕДЕ ИНТЕРНЕТ

Ю.Т.Трифанков, Е.В.Елисеева, Т.И.Татаринцева

Брянский региональный центр ФИО, Брянск

Информатизация общества влечет за собой появление нового вида орудий труда - информационных орудий, посредством которых обучаемый в информационной среде может работать сам или с помощью учителя, создавая продукт, обладающий объективной или субъективной новизной и значимостью. При этом особую важность приобретает задача формирования у преподавателя и обучаемых представлений о технологических этапах производства интеллектуально ёмких информационных продуктов.

Практика нашей работы показывает, что традиционное обучение на основе лабораторно-практических занятий не является продуктивным в современных условиях. Поэтому для решения указанной проблемы нами предлагается шире использовать метод творческих проектов.

Мы считаем, что умение грамотно использовать метод учебных творческих проектов - показатель высокой квалификации преподавателя, его прогрессивной методики обучения и развития учащихся. Недаром подобные технологии относят к технологиям XXI века, предполагающим, прежде всего умение адаптироваться к стремительно изменяющимся условиям жизни человека постиндустриального общества.

Необходимо отметить, что метод проектов может принести пользу только при правильном его применении, хорошо продуманной структуре осуществляемых проектов и личной заинтересованности всех участников проекта в его осуществлении. Причем в системе Интернет-образования мы считаем необходимым организовывать учебную проектную творческую деятельность обучаемых преимущественно в среде Интернет, то есть активно внедрять в обучение метод телекоммуникационных творческих проектов (ТП).

Программа обучения в Интернет-центре предполагает знакомство с методикой выполнения ТП. Однако сжатые сроки обучения не позволяют выполнить реальные ТП слушателями, так как организация подобного проекта и его проведение требует больших временных затрат и не укладывается в сроки работы курсов. По этой причине обычно слушатели знакомятся с методом ТП лишь теоретически, и в дальнейшем испытывают значительные трудности, внедряя этот метод в практику своей работы.

Мы убеждены, что полноценно обучиться использовать этот метод в своей педагогической деятельности для того чтобы стать проводником этого метода на местах (в школах, вузах), слушатели курсов могут, если в процессе обучения выполнить реальный ТП, пройдя все этапы проектирования и создав в результате свой информационный продукт.

С этой целью нами разрабатывается система обучения, позволяющая осуществить выполнение ТП в специально подготовленной обучающей информационной среде, которая позволяет сократить сроки организации и выполнения ТП. При этом слушатели ощущают себя участниками и разработчиками реального ТП, у них создаётся целостное представление о технологических этапах производства законченного информационного продукта, представляющего интеллектуальную ценность, о способах представления информации в Интернет, развивается творческое мышление, формируются технологические умения и навыки работы с компьютерным программным обеспечением, совершенствуются дизайнерские умения.

Мы исходим из того, что понимать - это умение рассуждать по аналогии с известной ситуацией. Расширяя это утверждение, можно предположить, что овладеть технологией работы с современными информационными продуктами, в новых информационных средах, таких как Интернет, - это уметь создавать новое, отталкиваясь от готовых проанализированных продуктов-прототипов. Подобно тому, как ребенок осваивает "с нуля" навыки общения, будучи просто погруженным в среду общения, как и учитель - слушатель курсов, может приобрести навыки творческого проектирования с использованием современных информационных технологий, опираясь на конкретные действующие проекты-прототипы, сопровождаемые пошаговыми инструкциями, подробно описывающими и иллюстрирующие процесс создания того или иного информационного продукта, в том числе предназначенного для публикации в Интернет.

Если рассмотреть выполнение ТП по этапам, то можно отметить, что суть и этапы выполнения ТП те же, что и обычного учебного проекта. Но ТП присущ еще один специфический - организационный этап, цель которого - организовать совместную согласованную проектную деятельность участников партнеров, удаленных друг от друга на расстояние. Прежде всего мероприятия именно этого этапа, требующие больших временных затрат и специфических условий, мы моделируем на основе созданного учебного комплекса.

Проектное задание слушатели выполняют в форме мультимедийной презентации. Мы выбрали такую форму реализации проекта, так как полностью согласны с утверждением Полат Е.С. о том, что "учащиеся в школах XXI века должны будут уметь демонстрировать своё понимание идей, фактов, теорий, а не только запоминать их". Поэтому мы учим слушателей подкреплять свои идеи демонстрацией электронной презентации. Причем по нашей методике слушатели сначала разрабатывают сценарий и схему презентации, и лишь потом приступают к реализации задуманного проекта - работают в среде MS PowerPoint, Adobe Photoshop, Internet Explorer, MS Word и др. программ.

Таким образом, суть нашего педагогического подхода: учить не только технологии работы с программным обеспечением, а учить творческому проектированию с использованием соответствующего программного обеспечения. Для этого нами используются разработанные мастер-презентации, учебные Web-сайты.

Мастер-презентации выполнены как последовательность пошаговых порций обучающего мультимедийного материала. После каждого шага проектант выполняет указанное задание, предусматривающее и обучение, и творчество. Причем выполняемые задания последовательно выстраивают этапы разработки проекта.

Комментариев нет:

Отправить комментарий