понедельник, 25 февраля 2013 г.

мысли и мечты

Духовник. Да, сказать нужно. Но ничтожны мои слова, бессилен человеческий язык. Как передать то, что больше разума, выше человеческого чувства? Ведь Бог -- это то, чем живёт наша душа и что озаряет светом своим всю нашу жизнь. Случалось ли тебе когда-нибудь всходить на высокую гору? Помнишь ли ты чувство, которое испытываешь, когда поднимешься на вершину и перед тобой откроется даль. Это слабое подобие того, что знают все верующие люди. Только перед ними открывается не даль земли, а даль безграничного совершенства. Чувствовать Бога -- это значит чувствовать единство вселенной, нетленность жизни, высший её смысл. У нас есть особое, неведомое вам чувство, что нас соблюдает Господь, и это даёт нам уверенность и твёрдость. Мы никогда не бываем одиноки. Мы всегда с Ним. Всё согрето для нас любовью Божией. И чувство радости -- самое основное, самое неизменное наше чувство. Ум наш, как и у всякого человека, не в силах представить себе бесконечность, не может постигнуть того, что такое свобода, не знает цели мироздания. Но в чувствовании Бога есть нечто подобное тому, как если бы ты на один миг узнал всё это и не мог удержать в памяти, но сердце в своей памяти сохранило бы тебе это навсегда. Вера в Бога перерождает нас потому, что открывает нам источник совершенно новых, для нас неведомых душевных состояний. Видим ли мы Бога? Нет, больше, чем видим. Осязаем ли Его? Нет, больше, чем осязаем. Слышим ли? Нет, больше, чем слышим. Бог -- это самое достоверное, самое несомненное, самое совершенное моё знание. Всё может оказаться ошибкой, сном, мечтой. А Бог -- есть. Так не нам ли торжествовать? Не нам ли гордиться? Не нам ли праздновать победу? Не мы ли знаем истину? Читать далее..

Мы в сем отношении похожи на состязающихся на ристалищах. Призы уж определены и лежат наготове. Вступающий в состязание, конечно, имеет в виду получить приз и думает об этом. Но когда вступает в самое состязание, тогда у него все уже выходит из головы, одним занят, – как бы скорее всех достигнуть определенного знака. Так и в деле спасения. Как не иметь в мысли Царствия Небесного? И к вере привлекает что другое, как не желание получить его? Но когда уверовав, вступишь на путь к нему, не его уже одно имеет в мысли, не на одно его устремляй очи ума и сердца (хоть и это уместно), но паче на знак впереди, которого если достигнешь, всеконечно получишь Царствие, а не достигнешь – не получишь. Что это за знак? Чистота сердца от всего страстного и греховного. В это и вперь умные очи свои, сюда и направляй бег, на это обрати все усилия и труды. Потому что если не очистишься, не видать тебе Царствия Божия, хоть бы ты целый век свой мечтал о нем и не переставал кричать: «Мой рай, я спасен!» Читать далее...
Сбился я речью на этого новшака вашего, – а имел в мысли рассуждать вообще о ненастоящих церквах. Но не беру назад; пусть и это все идет в строку. – Да впрочем, это можно оставить и без оговорок. Потому что такое течение речи привело нас к уверению, что ваш новшак Церкви Божией знать не хочет, мечтая, однако ж, что он чрез это нисколько не уклоняется от пути спасительного. Как для вразумления его и увлеченных им ничто столько не сильно, как указание, что для спасения существенно необходимо состоять в живом союзе с единой истинной Церковью Христовой, то к сему указанию естественно и переходим, как и положили в начале письма. Читать далее...
Таким образом, ни благами спасения не можем мы пользоваться как-либо лишь мысленно, ни содевать свое спасение – лишь духовно. То и другое посредствуется видимыми учреждениями, а с нашей стороны – телом и телесным действованием. Так благоволил устроить Сам устроитель нашего спасения. Если помимо Его негде найти спасения, то те, которые мечтают достать себе спасение некако лишь мысленно-духовно, промечтают, а спасения не получат. Вообрази большую, широкую и глубокую реку. Чрез нее настроены мосты и устроены разные другие переправы: лодки, пароходы. Из тех, кому нужно переправиться на другую сторону, кто идет чрез мост, кто садится на лодку или пароход, и переправляются. Но вот явились мудрецы, которые возмечтав, что им для переправы не нужны ни мосты, ни лодки, а что дух некий схватит их и перенесет, сели на берегу в сказанной уверенности, и сидят не двигаясь, лишь с усмешкой посматривая на других, переправляющихся, как заведено, и обзывая их суетными. Попадут они когда-либо на другой берег? Конечно, нет; так и просидят весь свой век. Точь-в-точь в таком находятся положении те, которые чуждаются св. Церкви и всех ее спасительных учреждений, самим Господом установленных во спасение наше. Не видать им того берега и не ступить на землю спасенных. Читать далее...
Совсем уже хотел я кончить письмо это, как пришло мне на мысль сказать тебе еще нечто. Отступники ваши от Церкви и от всего церковного, взрослые уже, многое получив от св. Церкви, могут еще мечтать, что имеют нечто духовное, хоть все это теперь, надо полагать, заглохло. – Но спроси их, в детях их, в новом поколении, которое обыкновенно растет среди старого и воспитывается в атмосфере его, в детях их как будет пробуждаться, расти и развиваться духовная жизнь? В св. православной Церкви дети чрез таинства св. крещения и миропомазания приемлют семя истинно духовной, благодатной жизни, которое потом развивается и воспитывается в них присутствием в Церкви при священнодействиях, под сокровенным от сего влиянием, наипаче же причащением св. Христовых Таин, под благодатным действием их. И видим, что дети, старательно проводимые сим путем, когда приходят в разумное сознание, находят в себе довольно сильные духовные стремления, которые и влекут их туда, где могут быть удовлетворяемы. Они любят бывать в храмах, участвовать во всех церковных последованиях и часто приступать к Св. Тайнам. И это для них составляет отраду, отвлекающую их от многих удовольствий и утех пустых и вредных. У детей же отступников ваших чем пробудиться и воспитаться духовной жизни? – Нечем. Она так и останется заглохшей. Из нового от отступников поколения выйдут одни душевно-телесные люди без духа. Так в наказание суемудрым отступникам от Церкви духовничанье их поведет род их к повальному оплотянению всех. И преемники их будут мнить о себе, что духовничают, но это будет имя, а не дело, как и теперь. Читать далее...
Враг не тотчас худо внушает. Первый его прием есть всевать помыслы, кажущиеся добрыми, и увлекать на дела по видимости добрые или на дела добрые с целью недоброю – себя показать. Лица, не очень разборчивые на помыслы и дела и не задумывающиеся над ними, лишь бы они не были явно худы, подаются на эту уловку, – и он начинает их гонять от помысла к помыслу и от дела к делу, все будто добрым, но или неуместным, или неблаговременным, или ненужным, или не в своей мере делаемым. Цель его тут та, чтоб испортить вкус духовный в различении истинного добра от мнимого, приучить к принятью своих внушений и породить высокое о себе мечтание: сколько наделано! Между тем как все то есть пустоделие и суета. – Грешных дел пока еще не видно, но грехи словом нередко прорываются, а помыслов недолжных и еще больше бывает. Се первая вражья прелесть! Читать далее...
Вы в восхищении от возвратившегося утешительного благонастроения. Этому естественно быть. Но поостерегитесь при этом пускаться в мечтательные гадания. «А! Так вот оно! Вот оно в чем и как, а я не знала».Это вражий помысл, оставляющий за собою пустоту, или вводящий в нее. Все надо одно твердить: «Слава Тебе, Господи!», – прибавляя: «Боже, милостив буди!» Если остановитесь на таком помысле, то к нему тотчас приплетутся воспоминания, как трудились и бились, что делали и чего удалялись, при каких ваших положениях благонастроение показывалось и отходило, при каких осталось и установилось. И затем последует решение: «Так, я всегда так буду делать». – И впадете вы в мечтательное самомнение, что наконец секрет духовного благонастроения открыт и в ваших руках. – В следующую же молитву обличится вся лживость подобных мечтаний, – молитва будет пуста, не тверда и малоутешительна. Утешение будет только от воспоминания о предыдущем добром состоянии, а не от обладания им. И придется вздохнуть и осудить себя. А если не умудрится на это душа, то лживое настроение продлится и благодать опять отстранится. Ибо такое мечтательное настроение показывает, что душа опять оперлась на свои труды, а не на милость Божию. Благодать всегда благодать, и ни к какому труду не привязана. Кто привязывает ее к труду, тот за это самое может лишиться ее. – Затвердите это хорошенько. Научительные отступления благодати направлены именно к тому, чтоб пособить затвердить сей спасительный урок. Читать далее...

Это были не только наши верующие, члены нашей Малабарской Церкви, но также и римокатолики, и протестанты, и много-много некрещеных индусов. Ты знаешь, какие пакости причинили нам наши римокатолики. Такой пакости не помнится в Индии. Настроенные римской пропагандой, они откололись от нас, а сейчас искусными кляузами в суды силятся отнять у нас все церкви и все имущество. Некрещеные индусы никогда даже не помыслили бы прибегнуть к подобным средствам. Не знаю, как мы справимся с этими бездушными римокатоликами. Если мы не захотели отдать им свои души, то они сейчас требуют от нас денег, денег и денег. Несколько дней тому назад пришел ко мне государственный правозащитник из Траванкора и потребовал, чтобы я сразу положил тысячу фунтов стерлингов на счет римокатолической церкви в Малабаре. Я сказал ему, что мы, малабарские христиане, сущая нищета и нам не о чем и мечтать, кроме как о простыне на спине и горсточке риса. Мы ни денег не имеем, ни работаем за деньги, ни любим деньги. Ходил я и к нашему махарадже жаловаться. А он только воздевает руки к небу, удивляясь, как я могу быть настроенным недоброжелательно по отношению к близким мне по вере людям. Читать далее..

Преп. Феодор говорил монаху Амаису: "Для чего ты представляешь иногда в сердце твоем блудниц и мысленно обнимаешь их, а иногда воображаешь, что ты спишь с законной женой? Сими мыслями ты оскверняешь все тело свое. Для чего ты мечтаешь, что будто сражаешься, что в сражении делаешься победителем и получаешь от начальников золото? Вообще, для чего ты занимаешься мыслями, противными христианина?" (Монах тот был изгнан и в него вошел бес.) Читать далее...
922. При усиленном нашествии помыслов и мечтаний гнева и плотского вожделения, что полезно совершать? Читать далее...
Очень полезно совершать молитву Иисусову гласно при усиленном нашествии помыслов и мечтаний плотского вожделения и гнева, когда от действия их разгорячится и закипит кровь, отнимутся мир и тишина у сердца. Читать далее...
При усиленном нашествии помыслов и мечтаний гнева и плотского вожделения что полезно совершать? Читать далее...
Очень полезно совершать молитву Иисусову гласно при усиленном нашествии помыслов и мечтаний плотского вожделения и гнева, когда от действия их разгорячится и закипит кровь, отымутся мир и тишина у сердца. Читать далее...
Берегите ваш ум, не занимайте его помыслами и мечтаниями пустыми, лживыми, похотными, вещественными, а для этого молитесь Иисусовой молитвой. Читать далее...
при усиленном нашествии помыслов и мечтаний плотского вожделения и гнева, когда от действия их разгорячится и закипит кровь, отымутся мир и тишина сердца (святитель Игнатий (Брянчанинов))5. Читать далее...
вражда на Бога! Но когда мысль и сердце наслаждаются грехом, любят как бы осуществлять его мечтанием Читать далее...
Не попускай мечтать помыслу, ибо где мечтание, там Читать далее...
При усиленном нашествии помыслов и мечтаний Читать далее..

и в Боге. Душа, ощутив осенение Духа, увидев себя победительницею греховных помыслов и мечтаний, начинает ощущать неизъяснимую радость спасения. Эта Читать далее...
мои мысли, мои тайные желания и преступные мечты свели меня в геенну. При непорочности моего девического тела я не умела сохранить мою душу, моих Читать далее...
По молодости моей, по моей собственной неосторожности, я питала в себе чувство сердечной привязанности к одному юноше, услаждалась в моих мыслях и мечтах представлением его прекрасного вида и Читать далее...
порочное услаждение моей девической мысли нечистыми мечтаниями, по смерти моей, святые Ангелы Читать далее...
мыслях и мечтах представлением его прекрасного Читать далее...
вида и любовью к нему и хотя считала то за грех, но стыдилась открыться при исповеди духовнику… И вот за это порочное услаждение моей девической мысли нечистыми мечтаниями по смерти Читать далее...
покаянием; увлечение помыслами и мечтаниями Читать далее...
мыслям и возлюбленным мечтам, вследствие чего и Читать далее..

Богу! Вамъ нужно будетъ постоянно бдѣть на стражѣ своего спасенія. Предъ вами лежитъ путь скорбей, трудовъ и лишеній*, вамъ ставятся отовсюду камни претыканія и соблазна*, противъ васъ собственная вата плоть съ ея похотями и немощами, и міръ грѣшный и прелюбодѣйный съ его обольщеніями и гоненіями. Въ особенности же невидимые враги, когда примѣтятъ, что вы, удаляясь отъ міра и презирая плоть, станете усиливаться проникнуть въ область духовную, къ общенію съ небесными силами и Самимъ Богомъ, тогда, чтобы воспрепятствовать вамъ, съ неимовѣрною дерзостію устремятся на васъ, такъ что не только издалека станутъ пускать въ васъ разженныя стрѣлы противныхъ помысловъ, но и воспламенять ваше воображеніе и чувства, представятъ вамъ страшные образы и нелѣпыя мечтанія. Не смотря на все это вы, подвижники благочестія, не падайте духомъ, дерзайте противъ враговъ спасенія, поражайте ратниковъ темнаго царства именемъ Божіимъ и Христовымъ, знаменіемъ крестнымъ, сосредоточенною молитвою и строгимъ постомъ. Не опасайтесь, чтобы дурные помыслы, приходящіе въ вату душу противъ вашей воли, повредили чистотѣ ея. Возмущеніе дурными помыслами по свидѣтельству препод. Пимена (Учил. благ. т. II, стр. 162, 163), есть общая всѣмъ слабость*, избавиться отъ нихъ невозможно, но надобно бороться съ ними*, не должно слушать ихъ и услаждаться ими, исполнять ихъ, и они ничего не сдѣлаютъ вамъ, мало-по-малу исчезнутъ (Дост. сказ. о подвижн. св. и блажен. отц. стр. 231, 15, 20, 257, 123; 263, 154—282, 5—261, 146). Непріятны будутъ вашей прихотливой плоти продолжительные посты, труды, стоянія на молитвѣ, колѣнопреклоненія и бдѣнія: она станетъ изнемогать отъ нихъ; но жалѣть ее нечего: сколько отнимешь у тѣла. столько придашь силы душѣ (св. Васил. Велик.); по мѣрѣ истощенія тѣла будетъ укрѣпляться душа вата. Будетъ васъ манить въ свое сообщество міръ, суля вамъ сокровища земныя, почести и отличія свѣта: но вы не прельщайтесь ими; мірскія блага непостоянны и кратковременны, часто смѣняются внезапнымъ разореніемъ и уничиженіемъ, не послѣдуютъ Читать далее...
Богатство — вотъ благо, которое многіе изъ насъ ставятъ выше всѣхъ благъ на землѣ,—въ которомъ полагаютъ свое счастіе и за которымъ гоняются всю жизнь съ неослабнымъ усердіемъ. И чего только не предпринимаютъ люди для пріобрѣтенія богатства? То они отказываютъ себѣ въ удовлетвореніи самыхъ насущныхъ потребностей и мало-по-малу впадаютъ въ скупость, которая омрачаетъ умъ и изсушаетъ сердце, дѣлаетъ человѣка жестокимъ и несострадательнымъ къ чужимъ горестямъ, заставляетъ его алчными взорами глядѣть на всякое чужое добро. То они пускаются въ легкомысленныя и нечестныя предпріятія, расчитывая на скорую и легкую наживу, а вмѣсто того теряя иногда то, чѣмъ владѣли. То они мечтаютъ о большихъ выигрышахъ и бросаются на всякіе благотворительные розыгрыши не для того, чтобы оказать помощь страждущимъ, а для того только, чтобы достать крупный выигрышъ. То они для скорѣйшей наживы пускаются на разные обманы и подлоги, воровство и иногда даже убійство. Стремленіе быстро наживать состояніе породило у насъ такое множество всякой поддѣлки въ нашей пищѣ, питіи и одеждѣ, что мы живемъ подъ страхомъ за свое здоровье, а потому и за свою жизнь. Такимъ образомъ отъ всѣхъ хлопотъ о пріобрѣтеніи богатства страдаютъ и мучатся всѣ: и тѣ, которые наживаютъ, и тѣ, на чей счетъ наживаются. А между тѣмъ, какъ просты Читать далее...
в) Есть еще воззрѣніе на событія въ мірѣ и между человѣками, которое изобрѣла мудрость, но не Богомудрая, а мудрствующая по стихіямъ міра. Она полагаетъ, что все въ мірѣ, отъ великаго до малаго, съ точностію опредѣлено законами вещей и дѣйствіемъ причинъ, и потому безполезно думать о какихъ-либо чрезвычайныхъ распоряженіяхъ Промысла, которыя только возмутили бы порядокъ и стройное движеніе міра и его частей. О мудрецы машинальные! Вы хотите полную жизни вселенную, съ ея свободными существами, превратить въ мертвую машину, которой бы всѣ части невольно движимы были одна другою, и къ которой бы великій Художникъ, ее устроившій, по запрещенію отъ вашего мудрованія, не смѣлъ прикоснуться для исправленія, или улучшенія какой либо части, что можетъ быть особенно нужно, при возмущеніи порядка злоупотребленіемъ свободы нравственныхъ существъ! Вы свободно располагаете у себя въ домѣ вещами, которыхъ вы не только не могли сотворить изъ ничего, но и произвесть изъ готоваго вещества: и мечтаете Читать далее...
о молитвѣ и чтеніи слова Вожія? Все это происходитъ отъ того, что наше благочестіе, безъ наставленія и правилъ, оскудѣваетъ, что низменными влеченіями и интересами дня наше нравственное чувство подрывается,что, постоянно возвращаясь къ занимающему насъ интересу, мы смотримъ на воскресенье, какъ на день обыкновенный, будучи увлекаемы къ своимъ кумирамъ привычными мыслями и излюбленными мечтами, вслѣдствіе чего и возносимъ къ Богу сердце и умъ, уже отданные и подчиненные безвозвратно міру. Читать далее...
бб) Но всему свое есть время и сбоя пора. Каждому изъ насъ въ сей жизни, будетъ ли она святая, или грѣшная, назначенъ свой предѣлъ егоже не прей- деши. Этотъ предѣлъ есть смерть тѣлесная, смерть неизбѣжная и смерть никому изъ насъ неизвѣстная. И что если этотъ новый годъ, который мы съ тобой, собратъ, сегодня встрѣтили такъ радостно, для тебя или меня есть годъ уже послѣдній въ нашей жизни на землѣ?.. При этой мысли поневолѣ призадумаешься. И, вмѣсто радости, или мечты о какомъ-то неизвѣстномъ „новомъ счастіи11, когда припомнишь кстати о смоковницѣ, — падешь во прахъ предъ Господомъ со слезами, и скажешь эту. краткую сердечную молитву: „пощади меня, Владыко/ Подожди губить меня, какъ засохшую, негодную смоковницу, достойную геенскаго огня! Пошли на помощь святаго ангела-хранителя, какъ вѣрнаго наставника. Пусть слезы горькія, обильныя, какъ дождь во время зноя, оросятъ мою засохшую душу! За тяжкіе мой грѣхи я готовъ перенести наказанія здѣсь, только не лиши меня отрады и блаженства тамъ, идішсе нѣсть болѣзнь, на печаль, ни воздыханіе, но жизнь безконечная!11 Вотъ какого обновленія желаетъ намъ святая церковь постоянно, а тѣмъ болѣе въ началѣ новаго года, какъ апостолъ говоритъ: „отложите прежній образъ жизни ветхаго человѣка, тлѣющаго въ похотяхъ прелестныхъ, и обновляйтесь духомъ вашего ума. Отвергнувъ ложь, говорите только правду. Гнѣваясь, не согрѣшайте; солнце да не зайдетъ въ гнѣвѣ вашемъ. Не давайте мѣста діаволу. Читать далее...


Комментариев нет:

Отправить комментарий