воскресенье, 24 февраля 2013 г.

надо молиться, чтобы Господь открыл эту главную страсть

Бог хочет всех спасти от ада и привести в Свое блаженное Царство. И для спасения каждого человека Он избирает особый способ, особый план. Пути Божии — бездна, у Него тысячи путей, которыми Он ведет человека ко спасению. Одному Он посылает какие-нибудь скорбные обстоятельства, чтобы горечью скорбей человек очистился и таким образом спасся. Другому дает болезнь, чтобы ею, как уздой, удержать от падений в грехи, если видит, что такая опасность существует. А третьему Господь посылает богатство, чтобы, пользуясь им по воле Божией, человек приобрел себе вечную жизнь. Читать далее...

Духовник. Пути разнообразны, их не перечтёшь. Через всё Господь посылает ему помощь. Ведь нельзя Промысел Божий понимать только в смысле отрицательном. Господь не только предоставляет человеку свободу и не только требует от него исполнения определённых нравственных задач. По учению Церкви, Господь соблюдает каждую человеческую душу. Каждое движение его, каждую его мысль, чувство, намерение -- всё видит Господь и всё, что возможно сделать, не лишая его свободы, для его спасения, -- делает по неизречённой своей любви и милости. Нам не ведомы все пути, которыми ведёт Господь человека к спасению. Но многое нам известно из Слова Божия, из жития святых и из опыта Церкви. Вся жизнь человека исполнена иногда явного для него самого, иногда более прикровенного промыслительного попечения. Нас не должно смущать, что не пресекает Он всегда злой воли и не делает добра за нас Своей всемогущей волей. И здесь Его милость. И здесь Его любовь. Ибо в противном случае жизнь перестала бы быть жизнью. Но, не отнимая свободы, Он помогает нашему доброму произволению, вразумляя, наказывая, просвещая. На нашу жизнь невидимо действуют в этом отношении потусторонние силы, ибо у каждой души есть Ангел-хранитель, который бережно ведёт душу к спасению, есть помощь угодников Божиих, заступничество и ходатайство Матери Божией. Господь Своей волей ставит нас в такие жизненные положения, которые помогают нам идти по надлежащему пути. Он действует на нашу душу и таинственными неведомыми путями, и через святую Церковь, и через определённых людей, которых посылает на нашем пути. И милость Божия к нам, недостойным, столь безмерна, что удостаивает иных и непосредственного воздействия в форме знамений, видений и чудес. Читать далее...

Пути человеческие словно сеть, в которой день целый бьется человек, чтобы вечером оказаться на том же месте. Смущают меня скрещенные пути человеческие, и оттого спрашиваю себя: достигнет ли кто места покоя в Господе моем? Читать далее...
Пути всемудрого Господа неисповедимы, тысячи и тысячи путей защиты и спасения у тех, кто Ему молится: В страхе пред Господом – надежда твердая, и сынам Своим Он прибежище90. Разве не знаем мы случаи, когда у гонителя помрачается зрение и не видит он того, кого ищет погубить? Или когда заблудится грабитель и не найдет дома, который шел ограбить? Жена одного сербского офицера свидетельствовала об этом. Она смотрела, как вражеские солдаты идут из дома в дом, грабят, ломают, уводят людей в плен. Вот уж пришли они к соседям… что делать? Позвала свекровь и детей, и упали все на колени перед иконой святого Архангела Михаила и в слезах молились. А солдаты бесчинствовали у соседей. Вышли, хлопнула дверь. Вот, сейчас войдут в ее дом… Вот, вот... Не вошли, не дал Господь! Не напрасно молились. Выйдя от соседей, они прошли мимо дома того офицера и вошли в другой. Отвело их от дома, связанного молитвой с небом. Читать далее...

наказывает их непременно за какие-либо грехи тяжкие, и тем более укорять их. Пути Господни, в отношении жизни людей, неисповедимы, и мы не можем Читать далее...

Видя испытуемыхъ и наказуемыхъ отъ Господа, не будемъ суетно мудрствовать, что Господь наказываетъ ихъ непремѣнно за какіе либо тяжкіе грѣхи и тѣмъ паче укорять ихъ. Пути Господни въ отношеніи жизни людей неисповѣдимы-, и мы не можемъ знать, почему Господь Богъ съ однимъ поступаетъ такъ, съ другимъ иначе. Не судите, да не су- дими будете. Читать далее...

Пути Господни неисповедимы, и суды Божьи не нам Читать далее...

Когда Христа спросили: "Неужели мало спасающихся?" - Он не ответил им по сути на этот вопрос и не сказал ничего утешительного, а лишь предупредил и, казалось бы, еще более сузил количество спасающихся: "Подвизайтесь войти сквозь тесные врата, ибо сказываю вам, многие поищут войти и не возмогут" (Лк. 13:23-24). Значит, так мы и должны поступать, и других не утешать что Бог спасет всех искренне верующих в Него, а призывать к самому серьезному отношению ко спасению. Богословски трудно, да и не стоит утверждать, что вне Церкви никто не спасется. Пути Господни неисповедимы, и милость Его непредсказуема. Можно лишь надеяться, что, как людей, живших до Христа и после Него, не слышавших Евангелия, но живших по совести, Бог найдет какую-то возможность спасти, так и некоторых католиков и протестантов, наученных в своей вере и по совести и моральному учению Христа старавшихся жить, Бог также сможет спасти. Читать далее...

Пути Господни неисповедимы. Может быть, несчастье, постигшее нас, стало дорогой к Богу. Несчастье и страдание имеют свою светлую сторону. Они говорят человеку, как хрупко и эфемерно счастье в этом мире, и, в то же время, рас­крывают перед ним другие горизонты бытия. Для усопшего Вы можете сделать больше, чем для живого. Молитва об об­легчении участи умершего приносит ему облегчение и отра­ду. Не буду вводить Вас в область иллюзорной надежды: мо­литва всего мира не может заменить тайну искупления, Жертву Голгофы, Тело и Кровь Христа Спасителя - то, что приобретает человек после Крещения. Но этот луч отрады является великим утешением для усопшего, а милость Божия неизреченна. Надо любить Господа всем сердцем своим. Любовь к человеку, основанная на любви к Богу, бывает светлой и спокойной, если это даже любовь к ушедшим от нас. Но бывает другая картина: когда человек из-за любви к своему другу начинает усиленно молиться за него и через молитву входит в общение с Богом - тогда свет вечности озаряет его земную жизнь. Он не воспринимает окружающее только в черно-белых тонах но цвета земли уже не прельща­ют его. Он как бы странник, который видит на своем пути красоту пейзажа, но помнит, что это чужой край. Душевная любовь выборочна. Чаще всего она останавливается на од­ном или нескольких лицах, которых принимает в своем сердце, а остальные остаются на периферии. Человека мало трогает, что происходит с ними. А духовная любовь не де­лится, не дробится: она расширяет человеческое сердце, там уже никому не тесно. И в то же время сердце принадлежит не какому-нибудь человеку, а Богу. Радость и горе, мужество и уныние - это результат не условий,- а того, что происхо­дит в нашей душе. И счастье, и горе - внутри нас; это наше отношение к жизни. Я думаю, что Ваше состояние - это пе­реходный этап. Чем он кончится - не знаю, это в большой степени зависит от Вас самой. Чем ближе Вы будете к Богу, тем больше утешения будет иметь тот, кого Вы так преданно любите. Но не замыкайте мир в рамки этой любви: они ста­нут тесными, а Господь открыл перед нами вечное и беско­нечное. Читать далее...

Путие праведных, то есть их жизнь и учение, по слову Премудрого (Притч. 4: 18), подобне свету светятся: они предходят нам и просвещают путь ко спасению. В особенности сие надобно сказать о святых Церкви новозаветной, принявших от полноты Христа благодать на благодать (Ин. 1: 16). Христианские подвижники, хотя и скрывались от мира подобно ветхозаветным, скитаясь в пустынях, и в горах, и в вертепах и в пропастех земных (Евр. 11: 38), но как свет мира, как град величественный, поставленный на горе Божией, не могли утаиться от мира, тем менее — от верующих (Мф. 5: 14). Свет подвигов и учения их так сияет, по изречению Спасителя, пред всеми человеками, что, видя добрые дела их, мы невольно прославляем Отца Небеснаго (Мф. 5: 16), благоговеем к святым Его и соуслаждаемся им по внутреннему человеку (Рим. 7, 22). Избранные черты из жизни христианских подвижников, особенно же их мудрые изречения, ведущие к животу и благочестию (2 Пет. 1: 3), вкратце и для всякого вразумительно представляются в так называемых патериках, или повестях и изречениях отцов. Эти повести и изречения справедливо называются перлами и бисером многоценным из духовной сокровищницы Богоносных отцов. Здесь не посторонний свидетель повествует и не разум по науке Богословствующий дает наставления, но говорят о себе и поучают от своего долговременного опыта и просвещения свыше мужи, всю жизнь проведшие по Богу, своими беспрерывными и неимоверными трудами, молитвою, пощением и всяким истощанием очистившиеся и просветившиеся, мужи, достигшие ангельского жития и созерцания. Чтение этих глубоких, но и удобопонятных сказаний и наставлений отеческих, тому, кто отверзает сердце свое Богу и хочет поучаться в законе Его, доставляет неизреченное удовольствие и пользу. Сотове медовнии словеса добрая: сладость же их исцеление души (Притч. 16: 24). Словеса мудрых, якоже остны воловыя и якоже гвоздие вонзенно в жезл погонщика (Ек. 12: 11), так они уязвляют и побуждают к добродетели самого ленивого и грубого человека. Как для всякого назидательно чтение подвижнических изречений, показывают сами подвижники. Авва Аммон, говорится в одном патерике, спросил однажды старца Пимена: если будет нужно говорить с ближним, то как тебе кажется: лучше ли говорить с ним о Священном Писании или лучше об изречениях и мыслях старцев? Старец сказал ему в ответ: если нельзя молчать, то лучше говорить об изречениях старцев, нежели о Священном Писании. Ибо говорить о Священном Писании — немало опасности. Блаженный Иоанн Мосх рассказывает, как однажды чтение из патерика «Рая» о нестяжательности старца, приведшей к покаянию разбойников, побудило другого старца сделать — и он сделал — такой же опыт терпения и нестяжательности. Старец этот, прибавляет Иоанн Мосх, особенно любил припоминать изречения святых отцов, и они были всегда в устах его и в сердце, отчего он и приобрел величайший плод добродетели1. Отеческие повести и изречения, примеры самих отцов и окружающих их лиц открывают нам сокровенную глубину природы нашей в различных ее состояниях: в естественном — ее растление, немощи, пороки, а в состоянии благодатном — ее обновление, крепость и высоту духовную, до коих верующий достигает Силою Христовою; открывают разнообразные и вернейшие способы врачевания и духовного совершенствования человека. Заметим, наконец: внимательный читатель, сравнивая жизнь древних святых подвижников с жизнью нашего времени, невольно усматривает и чувствует, до какой степени в духовной жизни мы отстали от жизни христиан древнего времени. Предвидя это, святые подвижники и в постепенном упадке веры и добродетели указывали постепенное приближение страшного дня Господня. Святые отцы скитские пророчествовали и о последнем роде, говоря: что сделали мы? На это отвечал один из них, великой жизни авва по имени Сирион: мы сохранили заповеди Божии. Его спросили: а что сделают люди, которые будут жить после нас? Авва отвечал: они сделают половину нашего дела. Его спросили еще: а которые будут жить после них, те что сделают? — Они совсем ничего не сделают. Придут на них искушения, и те, которые в то время окажутся добрыми, будут больше нас и отцов наших. Такое предостережение святых отцов, согласное со словами Спасителя (Мф. 24: 7–13, 21–26, 37–39 и др.), явно обличает обольщения мудрецов нашего века, мечтающих о нравственном превосходстве руководимого ими общества. Там, где испраздняется Крест Христов (1 Кор. 1: 17), сего и быть не может. Яко без Мене не можете творити ничесоже (Ин. 15: 5). Читать далее...

В сей день родился Господь, Жизнь и Спасение человеков. Сегодня произошло примирение Божества с человече­ством и человечества с Божеством; сегодня, ликуя, взыграла вся тварь: горние (твари) послали (вестников) к дольним, а дольние — к горним; сегодня смерть тьмы стала жизнью че­ловека; сегодня проложен путь людям к Божеству, а путь Божий проложен в душу (человеческую). Ибо до этого про­рок изрекал: «Путие Сиони рыдают, яко несть ходящих по них в праздник» (Плач. 1, 4), намекая на запустение и гибель души, ибо не был еще проложен путь Божий к душе и мысли человека, и душа человеческая не шествовала к Богу. Сегодня возрадовались долы и все, что в них, — (то есть) земля души, принявшая дождь небесный. «Господь воцарися, в лепоту облечеся» (Пс. 92, 1) — потому что прежде Адам, поставленный господином и царем (над всеми тварями), стал, вследствие преступления (заповеди), рабом греха. Сегодня (Господь) цар­ствует над врагами своими, ибо (Писание) гласит: «Ему надле­жит царствовать» (1 Кор. 15, 25). Сегодня Он «утвердил вселенную» (Пс. 92, 1), то есть душу, прежде бывшую пустын­ной, волнующуюся, трясущуюся, одержимую страхом и мало­душием греха. Ибо (Господь) говорит: «Стеная и трясыйся будеши на земли» (Быт. 4, 12). Потому-то жилище души, воз­веденное на песке, сотрясалось и дрожало. Сегодня же это жилище было воздвигнуто на незыблемом камне Божества. Читать далее...

Спрашиваешь, не жить ли тебе со старой монахиней, чтобы спрашивать ее, как что делать и с ней читать правило; и думаешь, что тогда успокоишься. Но это заблуждение. Пути человеческие различны; и если будем смотреть на других, как они живут, и им подражать, то из этого выйдет одна путаница, приводящая к осуждению, а каждый должен о себе спрашивать отца своего духовного, к кому относиться, и поступать согласно с этим. Монахиня, с которой ты стала бы жить, меня не знает, — а ты относилась и относишься к моей худости; что же бы вышло из вашего купно — жития? Она бы тебя спутала, а ты бы ей досадила. Пребывание с другими нужно нам не для того, чтобы со всеми советоваться и им подражать, а чтобы в соображении с ними познавать душевные свои немощи и смиряться перед ближними. А это можешь делать и не живя со старицей; и без этого можешь из разных случаев и от разных людей познавать свои немощи, и поучаться кротости, и смирению, и терпению. Посылаю тебе листок с означением канонов, как они читаются у нас в скиту. Если что из означенного выслушаешь в церкви, того в келье уже не нужно читать, а что в церкви не читается, то можешь читать у себя в келье, если имеешь время и силы. А если когда чего не успеешь вычитать, по немощи и другим обстоятельствам, то не смущаться, а заменять оное смиренным самоукоренением. Но прежде всего должно тебе всегда помнить слова преподобного Макария Египетского: "Если кто принуждает себя к молитве, пока не приимет дарования от Бога, а к смиренномудрию, к любви, к кротости, и к прочим добродетелям не приневоливает и не нудит себя в той же мере, то бывает иногда к нему Божия благодать, по его молитве и прошению, потому что благ и милостив Бог, и просящим у Него дает просимое. Но не приуготовив и не приучив себя к исчисленным выше добродетелям, — или утрачивает он милость Божию, или приемлет и падает, или не преуспевает от высокоумия, потому что не предает себя от всего произволения заповедям Господним" (Из 7-ми слов. 1-е слово. Отд. 14). Читать далее...

Я прочел у еп. Феофана в "Пути ко спасению", что надо отыскивать в себе главную страсть. Я подумал и не смог остановиться ни на какой страсти. Я сказал об этом Батюшке, и он мне ответил, что "надо молиться, чтобы Господь открыл эту главную страсть, сам ее не найдешь. А найти ее очень важно для того, чтобы знать, куда направить свои силы, т. е. знать, с какой страстью преимущественно бороться". Читать далее...






Комментариев нет:

Отправить комментарий