четверг, 15 октября 2009 г.

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ЛИЧНОСТИ УЧИТЕЛЯ В ПРОЦЕССЕ ОВЛАДЕНИЯ ИНТЕРНЕТ-ТЕХНОЛОГИЯМИ



РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ЛИЧНОСТИ УЧИТЕЛЯ В ПРОЦЕССЕ ОВЛАДЕНИЯ ИНТЕРНЕТ-ТЕХНОЛОГИЯМИ

Н.Г.Астафьева, Г.А.Шешерина

Тамбовский областной институт повышения квалификации работников образования, Тамбов

Тел.: (0752) 72-12-22, 72-05-52, факс: (0752) 72-30-04, e-mail: ipk@ipk.tambov.su

Одной из чрезвычайно важных проблем современного образования является развитие интеллектуального потенциала учителя, который бы позволил ему осваивать новейшие достижения педагогической теории и практики, быть активным участником происходящих преобразований.

Образование взрослых является неотъемлемой частью общей системы непрерывного образования и обучения. Идея непрерывного образования выступает в качестве важнейшего социально-экономического принципа и отражает новый взгляд на образование, новые подходы к пониманию значения образования в современной жизни. С этой точки зрения непрерывное образование есть условие постоянного развития интеллектуального потенциала в современном изменяющемся мире. Творческий потенциал личности, определяющий эффективность ее деятельности, характеризуется не только ценностно-смысловыми структурами, сложившимися у человека, понятийным аппаратом мышления, но и некоторыми психологическими особенностями человека. К ним можно отнести потребности и интересы личности, уровень развития интеллектуальных способностей, уровень развития психофизиологических способностей.

Условием развития творческого потенциала в целом является деятельность человека, главным образом, профессиональная. Именно в деятельности происходит формирование мотивационной сферы, коммуникативных компетенций, происходит самореализация личности.

Самореализация является одной из фундаментальных потребностей личности, однако пути и формы самореализации индивидуальны и своеобразны. Сложность образования взрослых и состоит именно в выявлении оптимальных путей самореализации с учетом, что личность человека, по существу, уже сложилась.

В этой связи в развитии содержания Интернет-образования наиболее значимым для формирования творческого потенциала учителя представляется подход, который можно охарактеризовать как культурологический, личностно-ориентированный, отражающий гуманистическую парадигму образования. С этих позиций Интернет-образование для педагогов может строиться на следующих основаниях:
- человек - субъект культуры (культурный уровень общества органично связан со свободой человека, его творческой деятельностью, характеризующей степень освоения им духовных ценностей);
- информация - общечеловеческая культурная ценность (информация оказывает растущее воздействие на ход и содержание происходящих в обществе процессов, в значительной мере определяет ориентиры и социальный смысл происходящих событий);
- творческая деятельность - основа саморазвития и самореализации в открытом информационном пространстве.

При культурологическом подходе меняются формы и методы предъявления учебной информации: необходимо отражение в контексте индивидуальной позиции автора, применение диалога, предполагающего свободу межличностного общения, творческую самореализацию, духовное развитие.

На сегодня наиболее используемая методика обучения навыкам работы с сетевыми ресурсами Интернет следующая:
- ознакомление;
- практическая работа по освоению Интернет;
- творческая деятельность.

Творческая деятельность осуществляется в основном при подготовке выпускных работ и именно этот этап требует значительных усилий от педагога в части оказания помощи при выявлении профессионально значимой информации, определения актуальности и целесообразности планируемой работы, анализа результатов работы и перспектив дальнейшего использования созданного информационного ресурса.

Одним из перспективных направлений активизации творческой деятельности педагогов может выступать проектная деятельность, которая в настоящее время в основном рассматривается в применении к школьникам, студентам, но не к учителям. Конечно, разработать и реализовать проект за время обучения на курсах в Центре Интернет-образования достаточно сложно, но если эту работу спланировать и осуществить совместно с учреждением дополнительного профессионального образования (ИПК, ИУУ) или в рамках работы с выпускниками Центра, то пролонгированный процесс обучения может дать педагогам значительный заряд творческой активности.

Комментариев нет:

Отправить комментарий