среда, 27 февраля 2013 г.

прощение и мудрость

По обычаю своему, ради такого всерадостного торжества желал бы сказать вам нечто в назидание и утешение. Но помысл толкует мне, что теперь все сами многое знают, а только мало из нас таких, которые бы произволяли делом исполнять то, что знают. Знаем и часто слышим повторяемое апостольское слово: понеже с Ним, то есть со Христом, страждем, да и с Ним прославимся (Рим. 8: 17). Славы и прославления со Христом все мы желаем, но примеру Христову не все последуем. Христос за наши грехи претерпел заплевания и заушения и всякий вид поругания и уничижения, а мы и за свои грехи ничего подобного понести не хотим. Нередко даже поносим и уничижаем тех, которые нам досадили, или оскорбили нас, а иногда готовы бы были и плевать на них, если бы это было возможно. Знаем, что гнев... правды Божия не соделовает (Иак. 1: 20), а не перестаем гневаться. Знаем, что осуждение есть тяжкий грех, и погубило фарисея при многих добродетелях, но не перестаем осуждать. Знаем, что зависть, предающихся оной, уподобляет Каину, но не перестаем завидовать. Знаем, что прошение обид другим ходатайствует и о нашем прощении пред Богом по Евангельскому слову: отпущайте, и отпустят вам (Лк. 6: 37), но не заботимся о таковом прощении, а скорее злопамятствуем. Что же нам делать в таком горьком нашем положении? Остается одно, — подражать Евангельскому мытарю, которого искреннее сознание и смиренное мудрование и смиренная молитва оправдали пред Богом. Читать далее...
В прежнем письме писала ты мне, что имеешь к одному лицу залог несближения... Вперед называй всякую вещь своим именем; проще и прямее сказать, что ты имела залог памятозлобия, доходящий до ненависти... Зачем безобразие страстей прикрывать благовидными именами? Умудряйся во спасение. И, прежде всего, никого не вини. Читать далее...
Пишешь, что ты от нездоровья, а может быть еще и от других каких причин, стала скучать в своей монастырской жизни. И на все такой тяжелый и мрачный взгляд, как будто к тебе все обстоятельства переменились. Поэтому пришло тебе желание чем-нибудь себя развлечь, и просишь моего совета, не заняться ли тебе переводами каких-нибудь исторических статей, какие может тебе доставить из N. архимандрит N. по доброму своему участию, потому что он человек дельный, добросовестный и твердый в Православии. Если бы эти переводы действительно могли поправить твое дело хоть бы вполовину, то я мог бы согласиться на это для тебя занятие. Но как далеко не достигнется предполагаемая цель, а труда и хлопот будет немало, то не лучше ли будет испытать это дело попроще? Займись, если хочешь, переводом Феодора Студита со славянского языка на русский. Книга эта весьма полезная для общежительных монастырей. Если перевод не пригодится для печати, то, по крайней мере, будет читаться в рукописи в вашей обители; а может, со временем, с поправками, и употребится для печати; и между тем испробуются ваши силы и свойства занятия, насколько оно будет пригодно к поправлению вашего расстроенного положения. Повторяю, что я не могу согласиться на перевод исторических статей не просто, а основываясь на учении святых отцов. Преподобный Иоанн Карпафийский пишет: "Ведая враг молитву нам убо сущу поборну, тому же наветну, и отторгнути нас от сея тщася, в нас желание влагает еллинских словес, от нихже отступихом, и о сем упражнятися подущает. Емуже да не повинемся, да не от осей своего земледельства заблуждше, вместо смокв и гроздия, терние и волчцы оберем: премудрость бо мира сего буйство у Бога вменися" ("Добротолюбие", ч. IV, гл. 13). Исторические статьи недалеко отстоят от еллинских словес, и потому, особенно в болезненном положении, нужно избирать средства к своему успокоению в собственном смысле действительные, а не кажущиеся только действительными, которые более могут повредить, нежели воспользовать. Слова преподобного Иоанна Карпафийского показывают, что и не в болезненном положении всего более необходима и полезна молитва, то есть призывание милости и помощи Божией во всякое время, кольми паче в болезни, когда страждущий утесняем бывает или болезнью телесной, или безотрадным томлением душевным, и вообще печальным и унылым настроением духа, что ясно подтверждает и святой апостол Иаков, говоря (Иак. 5: 13): Злостраждет ли кто в вас, да молитву деет (то есть призывает милость и помощь Божию): благодушствует ли кто; да поет (то есть да упражняется в псалмопении). Святой же Златоуст, в больных поставляя, кроме другого, главной причиной печали расстройство телесное и нездоровье, советует не пренебрегать совершенно лечением, а благовременно употреблять и лекарства, хоть и не по-казенному, то есть очень-очень пристально; и сам он немного прилечивался, как видно из писем его к диаконисе Олимпиаде, в которых означал, где лекарь лучше. Советую тебе в настоящее время читать эти письма со вниманием, и перечитывать; в них ты увидишь, как полезно терпеть болезни и всякие скорби с благодарением и покорностью воле Божией, хотя дело это и очень не безтрудное. Но что делать? Надобно же направляться к душеполезному исходу из затруднительного положения, а не просто действовать так, как представляются нам вещи. Кроме нездоровья телесного, надобно поискать еще и причин душевных к уяснению печального и мрачного расположения духа. Читать далее...
Сегодня Православная Церковь отправляет службу Страшного Суда, и отселе начинается сырная неделя, последние дни которой, по простому слову, называются днями прощеными, чтобы, простившись с миром, вступить в пост Святой Четыредесятницы. Прошу у тебя и у всех гусенят прощения в своей неисправности, ради которой пред многими виноват, более же всего грешен пред Самим Господом, и не знаю, как и с чем явлюсь на суд Божий. А время это заметно приближается, потому что слабость и болезненность усиливаются, переодевания и переобувания утроились, жара и холода равно не выношу; в меру только один семнадцатый градус тепла, а выше и ниже дурно влияет. Вот тут и умудряйся около одного градуса вертеться, и как один этот градус удержать, когда постоянно подходят натуральные печки и своими толками умножают жар. Читать далее...
Сама ты написала, что скорбишь о своем излишнем глаголании, и ревнуешь о благоразумном молчании; а с компаньонкой и поневоле должна будешь лишнее говорить. Конечно, нужно взять только кого попроще, чтобы могла послужить твоему слабому благородию. Впрочем, я хорошо не знаю М.Г. ... Поэтому сама смотри, как лучше и полезнее. Есть старинная пословица: "Ум хорошо, а два лучше, а три хоть брось". Но это человеческое замечание. Господь же глаголет во Святом Евангелии (Мф. 18: 20): идеже бо еста два или трие собрани во имя Мое, ту есмь посреде их. Посмотри на свое чувство внутреннее повнимательнее: как будет покойнее и ближе к твоему устроению, так и сотвори. Один мудреный юродивый толкует: "Гусь да гагара — неладная пара". Впрочем, у нас, на скотном дворе, умер столетний старец Пахомий, который и среди множества людей умел сохранять глубокое молчание. Случалось, что некоторые станут приставать к нему с разными вопросами, он встанет и пропоет им: "Ангел вопияше Благодатней", и опять сядет молча, почесывая в голове, или роясь в своей сумке, как будто бы что-то отыскивает. Если бывало кому что-либо скажет, то помни и не забывай. На многих сбывались слова его. Читать далее...
Воплотившийся Сын Божий, ради спасения нашего, не благоизволил жить на земле, в доме богатых и славных, а родился в убогом вертепе и воспитывался в доме простого древодела. Мы же, поступив в монастырь ради получения спасения, через прощение грехов своих, како мудрствуем?., не вопреки ли образу Сына Божия? Сего ради укорим себя и смиримся, и тогда обрящем успокоение. Читать далее...
При последнем прощании вы два раза оградили себя крестным знамением, в первый раз — со словами: "Богомудро, целомудро, преподобно и праведно"; а во-второй раз — со словами: "поюще, вопиюще, взывающе и глаголюще". По краткости времени, и по чувствуемой тогда мной слабости телесной, я не мог ничего сказать вам вопреки. Теперь же объясняю, что крестное знамение должно на себе полагать или с именем Святыя Троицы, произнося: "Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа"; или с именем Единого от Троицы, нас ради вочеловечшагося и волею распеншагося, произнося: "Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго". Вышесказанные же слова, по значению своему, вовсе не идут к крестному знамению. Хотя при словах: "поюще, вопиюще, взывающе и глаголюще", произносимых иереем при совершении Евхаристии, диакон творит звездицею крестное знамение, но там это имеет свое особенное значение. Слова же "Богомудро, целомудро, преподобно и праведно", имея значение только духовно-нравственное, никак не могут заменять ни имени Святой Троицы, ни имени Господа Иисуса. "Именем Иисуса поражай мысленные ратники, — говорит святой Лествичник, — ибо нет крепчайшего против них оружия, ни на небеси, ни на земли". Лучше советую вам слова: "Богомудро, целомудро, преподобно и праведно", — приложить к четырем главным духовно-нравственным добродетелям, к совершению которых, по слову смиренного Никиты Стифата, [20] должны быть направлены четыре начальнейшие силы ума человеческого, — разум, остроумие, постизание и твердомыслие. Добродетели эти: мудрость, целомудрие, мужество и правда, которыми человек должен ограждаться, чтобы отразить и победить три главные страсти: сластолюбие, славолюбие и сребролюбие. При отражении каждой из сих трех страстей потребно иметь и богомудрый разум, и великое твердомыслие. То и другое требовалось, да еще в какой степени, целомудренному Иосифу, чтобы избежать сетей прелестницы, непрестанных и опасных! И опять, сколько потребно было мудрости духовной и вместе великого твердомыслия трем преподобным Вавилонским отрокам, чтобы, презрев славу человеческую и гордость житейскую, сохранить свое преподобие, живя при дворе языческого царя, не употреблять, во-первых, мясной пищи, а питаться семенами, вопреки строжайшему приказанию царя, и, во-вторых, не поклониться златому идолу при народном собрании всего царства, хотя и предлежало им быть ввергнутыми в огненную печь, седмократно разжженную. Наконец, праведному Иову сколько потребно было постизания, твердомыслия и вместе богомудрого разума, чтобы среди великого счастья и славы не пристраститься ни к чему земному, и опять, среди великих бедствий, в крайней нищете и несказанной болезни, не только не пороптать, но даже нисколько не погрешить ни словом, ни мыслью, а всегда быть способным благословлять Господа, даже и тогда, когда лицемерные друзья его и огорченная жена его, самое сильное и самое искусительное оружие диавола, побуждали к противному. Читать далее...
Много предметов в твоих письмах написано, да отвечать теперь на все нет времени, да и неблаговременно, потому что находишься еще в неопределенном положении. Молись пока как можешь и как умеешь, ожидая конца от Промысла Божия. Веруй, что силен Господь помиловать тебя. Он пришел не праведники спасти, но грешники призвать на покаяние, как Сам объявил в Евангелии, прибавив, что радость бывает на небеси о едином грешнике кающемся. Страх, бывающий при молитве, считай искушением от врага, который старается отвратить от молитвы всякого, желающего молиться. Приступая к молитве, ограждай себя крестным знамением, и продолжай молиться, и по времени милостию Божией избавишься от сего искушения, если поменьше будешь гневаться на других и удерживать себя от осуждения. Вкратце сказано: многими скорбьми подобает нам внити во Царствие Небесное (Деян. 14: 22). Помни это, и старайся терпеть все находящее неприятное и скорбное, — прощай разумеющему и не разумеющему, по слову Господню: оставите, и оставится вам (см. Мф. 18: 18). Вот что значит умудряться во спасение. Читать далее...
Приветствую о Господе скорбного А.И. Ему полезно в болезни от душевного потрясения прибегать к целебнику Пантелеимону и преподобному Моисею Угрину; а в деле по фальшивым векселям на него полезно ему прибегать к Святителю Николаю, священномученику Фоке и Иоанну Воину. Зло всегда забегало вперед, но не одолевало, разве только где попускал Господь и попустит к пользе нашей душевной, и к испытанию христианского терпения. Только А.И. в настоящее время особенно полезно читать три псалма (26-й, 39-й и 90-й): Господь просвещение мое и Спаситель мой, кого убоюся?.. второй: Живый в помощи Вышняго... третий: Терпя потерпех Господа.. Не вотще сказано в Писании: многими скорбьми подобает нам внити во Царствие Небесное; и: врази человеку домашнии его (Мф. 10: 36). Всеблагий Господь да избавит нас от врагов видимых и невидимых, и да подаст нам терпение и мужество к борению и к перенесению всего скорбного и оскорбительного. Поговеть можно бы съездить в Лавру; да, кажется, нет надобности. Можно и в Москве поговеть и исповедаться у того же отца С, у которого и NN исповедалась; так будет проще. Впрочем, посмотри сама, а по-моему, все равно. Кому ни исповедуй, только исповедуй искренно, — что после последней исповеди найдется тяжелого или легкого на совести. Если что вспомнится из прежней жизни неисповеданное по забвению, и это должно исповедать. Не думай, что ты отреклась Господа тем, что, живя в лютеранском доме, стыдилась молиться Богу, как обыкновенно молишься. Исповедуй и это с самоукорением пред Богом и пред духовником, но не смущайся до отчаяния. Вперед в подобных случаях, если неудобно молиться наружно, то хотя мысленно почаще призывай милость и помощь Божию, всегда стараясь помнить вездеприсутствие Божие. Также надобно умудряться, чтобы хотя утром и вечером, ложась и вставая, помолиться Богу и видимо. Опущенные поклоны можно выполнять и в другие часы, и дни, и даже после года. Духовнику должно сказать, когда выполнишь их, или что их исполняешь. Мир тебе! И питомцам твоим! Читать далее...
А что долго не говоришь, с кем неприятность выйдет, то это не совсем похвально. Лучше бы поскорее сойтись и прощения попросить, то и хорошо бы было. Господь да умудрит тебя. Читать далее...
Ежели вам хотелось с другою племянницею видеться, то тоже неизвестно, доколе они в Москве пробудут! А может быть, время продолжать в Москве не можно. Итак, для того в оба пути тысячу верст вам беспокойную езду принимать без всякой пользы не есть удовольствие, а тщетное беспокойствие. Но ежели взять по духовному разуму рассуждение, то я вам оное открою: враг порадовался и одержал над вами победу, не допустил вас сделать дело Божие — принять Ангельский образ, но тщится навести на вас еще большее искушение, непрестанно причиняя вам огорчения, и тщится, отторгнув от руки Божией и от небесной ограды, возбудить в вас ненависть к Ангельскому жительству, отнять память Божию, привести в свирепость и гордость. Но ежели послушаете меня, то можете и вы поправить свою ошибку. Смиритесь под крепкую руку Божию, да вы вознесет и сделает победительницею над врагом. Когда уже вышло решение, по твоему желанию, от Бога принять вам Ангельский образ, не отлагайте времени, не противьтесь воле Божией, да не когда прогневается Господь и погибнете от пути праведного. Тогда никто вам из любимых родных не поможет. Припадите ко Господу и признайте свое согрешение и просите прощение, что попротивилась святой Его воле и послушала врага, и положите начало благое. Сие да мудрствуется в вас, еже и во Христе Иисусе: Он послушлив был даже до смерти(190), и вам должно послушливой быть воле Его святой, отложив по первому житию ветхого человека, обновиться духом ума вашего и облещися в нового человека. Вы уже вне мирской жизни, а в жизни духовной. Поэтому и должны все силы употреблять [, чтобы] угодить Господу, а не миру; а по времени, ежели угодно будет Господу, всё получите. Взыщите прежде Царствия Божия, и сия вся приложатся вам. Читать далее...
Воистину Христос воскресе! Прелюбезное о Господе чадо! Почто сице смущаешися и почто помышления входят в сердце твое печальные? Не читала ли в житии Василия Великого, что слезы и моления вдовы некоей благородной и богатой зело преклонили человеколюбца Бога на милость и исходатайствовали ей прощение всех согрешений, кои хотя и зело не малы были! Также жена некая, рыдавшая горько о тяжком грехе, яко и отцу своему духовному исповедати стыдитися ей, не услышала ли от Иоанна Милостивого, как в житии его читаешь, что грех ее уже прощен есть? Блудница, во святом Евангелии упоминаемая, слезами обливавшая и власами главы своей отиравшая ноги Спасителя, не прияла ли от Него разрешения(209)? Сотник, толикое смирение явивший пред Христом Спасителем, яко недостойный себя судил быть, чтоб Христос взошел под кров дома его, не остался ли оправдан и похвален от Господа(210)? Ты же, толикое время стеная и вопия со слезами ко Господу, почто сумнишися о человеколюбии Его? Хочешь ты, чтоб, живя в мире сем многомятежном и бедном, наслаждаться тишиною духа, какою наслаждаются Ангелы святые и праведники в превыспреннем мире? Нет, друг мой! Жизнь сия наша есть время одних трудов, скорбей, болезней, печалей и беспрестанной борьбы: покой наш на Небе, блаженство наше во Царствии Небесном. Зри, что Сам Господь наш и Бог Иисус Христос пострадал в мире сем. Не во всегдашнем ли гонении, в трудах, в нестяжании, вольной нищете и в исполнении воли Отца Своего Небесного всю жизнь провел на земле, а наконец предал Себя волею крестной смерти; и Царство Его есть Царство всех веков, и владычество Его во всяком роде! Се, ныне превознесеся имя Его паче всякого имени, именуемого на Небеси и на земли! Сонмы праведников перешли в блаженное Царствие Его. Мы что должны думать о себе? Не то ли, что и нам предлежит тесный и прискорбный путь, когда хотим достигнуть до врат райских и быти жителями прекрасного оного места? Но и сие ведай, что везде одобряется умеренность и рассуждение, потому совет тебе даю, все делать так, чтобы оставалось у тебя сил при упражнении в подвигах благочестия, и до изнеможения себя не доводи, дабы после враг унынием не искусил; трудись всегда, но до болезненного состояния себя не доводи. Телесные труды, как то: неедение, стояние на молитве и поклоны, врагу сносны, когда ум у человека не хранится в богомыслии и смирении; вся сила спасения нашего в том состоит, чтобы сердце наше было уязвлено страхом Божиим и ум наш занят всегда был памятью смертного часа, суда Христова, вечного блаженства и мук бесконечных. Сие всякой добродетели научит; сие дух в спокойствии содержать может, сколько здесь, на земле, то возможно; сие заставит на все видимые прелести смотреть равнодушно и ни к чему не прилепляться; сие убедит с благодарением к Богу переносить досады, посмеяния, уничижения, болезни и всякую скорбь мира сего; сие научит, какое воздержание подобает хранить в пище и питии, во взоре, в языке и в слышании. Как бы ты посмеяна от врага осталась, ежели б, приготовившись в Светлое Христово Воскресение причаститься Тела и Крови Христовой, отложила то, потому что не было у тебя слез и умиления! Не искушай впредь Господа таковым образом: слезы и умиление суть дар Божий; Господь часто подает их, когда мы не ожидаем и не просим того у Него. Ты же хотела выпросить, но знай, что ты уже получила от Господа Бога, чего ты просила; ибо Он не подал тебе того, чего ты просила, ведая, что тебе то не на пользу; ибо враг мог бы паки искусить тебя самомнением, что ты уже великая угодница, ибо де Бог все по твоему прошению делает; потому ты уже получила несравненно более от Господа Бога, нежели чего ты у него просила, ибо Он, не давши дара, по прошению твоему, сохранил тебя в смиренномудрии. О смиренномудрие! Святая и единственная добродетель! Без смирения никак невозможно спастися. Бес в одно время явился Макарию преподобному и говорит: "Макарий, ты постишься, и я ничего не ем, ты богатства не собирал, и я ничего не имею, ты плотского греха не творишь, и я сего не вем, ты трудишься, и я в беспрестанных занятиях пребываю; одним ты меня всегда побеждаешь: ты пред всеми себя смиряешь; я же сего не могу делать".— Виждь, чадо, что значит смирение! И чадо мое пресладкое, претерпи мужественною душою, какие искушения тебе бывают от О. А. Ф., также и от иных; пусть посмеются, пусть побранят, пусть переговорят, пусть заставят делать, что против воли и желания твоего, пусть вышлют из комнаты и опять позовут: сим образом жестокое житие совершается; ты все приемли, яко младенец, злобы не имущий! Дух твой таким образом в терпении исправляется, заставишь же и ругающихся над тобою устыдиться. Терпя потерпех Господа, и внят ми,— глаголет Давид(211). "Сокровище духовное" (212) и Беседы преподобного Макария читай: очень полезные книги. Бог благословит! Четки получил. О друг мой! Не заботься о мне, прошу одних молитв! С теплою любовию пишу и прошу тебя, когда занеможешь, то давай себе, Бога ради, отдых. Прости, друг мой, Господь тебя да благословит и утешит. Читать далее...


Комментариев нет:

Отправить комментарий